mnkut8ywci5ujc9uigqtbix5kvwownfz

Кадры решат все

Без рубрики Автор
В Санкт-Петербурге прошел XI съезд Российского союза ректоров, в работе которого принял участие Президент России Владимир Путин. Ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана Анатолий Александров выступил на пленарном заседании съезда в Санкт-Петербургском политехническом университете с докладом.
А после съезда Анатолий Александрович ответил на несколько вопросов газеты «Бауманец».

– Какое впечатление на вас произвела встреча с президентом?

– Как и всегда на таких встречах, президент был собран, энергичен и конкретен. Он четко сформулировал перед ректорами задачу, которую нам надлежит решить, обеспечив технический и технологический прорыв в ближайшие пять-шесть лет. Все понимают, что это очень непросто, но если ее не решить, то через 10-15 лет наш страна может безвозвратно отстать.
Обращаясь к ректорам, президент сделал акцент не просто на роли университетов, а на их ответственности за технологический прорыв. Вузовский ученый мир, его профессура и идущая ей на смену молодежь должны и способны взять ее на себя.
На пленарном совещании я докладывал о работе секции «Инженерное дело», говорил о НИОКРских разработках, то есть о таких, которые заканчиваются реальной продукцией, которая летает, стреляет, перевозит, кормит… В нашем Университете, в денежном выражении, такой продукции на 5 млрд рублей в год. В Питерском политехе – на 2 млрд. А если просуммировать по всей России – очень внушительная итоговая сумма.
Наши высокие результаты были ожидаемы. Мы работаем и на самых передовых рубежах, и на стыке разных наук: живое и неживое, интеллектуальные системы, роботизация и пр. Причем бауманская роботизация – это не андроиды, похожие на человека и раздающие цветочки на выставках. Нет. Это очень умные машины, во сто крат увеличивающие интеллектуальные и физические возможности человека.

– Главная задача университетов – учить студентов и готовить молодых ученых. Все ли здесь, по мнению президента, в порядке?

– Молодежь должна прийти во все главные направления исследований. И это самое важное. Мы обязаны воспитать новое поколение ученых. Но, когда мы перестраивали аспирантуру, то сделали ее третьим уровнем образования. Президент сказал, что окончив ее, защищаются всего 14%. Почему? Дело тут, думаю, в неправильной расстановке акцентов. Раньше главной задачей аспиранта была подготовка квалификационной работы, где он показывал умение работать с литературой, проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы – то есть получал билет в большую науку. Его работа шла в коллективе: знаний и опыта он набирался не из учебников, а от старших коллег.
Сейчас ни один стандарт не ставит задачу защитить диссертацию. Зарплата тоже не мотивирует. И хотя нельзя все сводить только к материальному достатку, но обеспечивать жизнь надо. Президент понимает это и говорит о грантовой поддержке, как о выходе. Я подчеркнул, что их мало, и на всех не хватает. И обеспечить всех аспирантов работой «на темах» мы тоже сейчас не можем.
Это плохо, так как аспирантов должно быть много. Из одного двух не вырастить Королева. Молодежь должна успеть перехватить эстафетную палочку у предшественников. Армейский принцип «Делай как я» тут очень важен.

– Так где взять интересные темы?

– Мы с ним согласились в том, что в Бауманке их найти проще, чем во многих других вузах. Им выиграть конкурс и получить, например, оборонный заказ, очень трудно. Особенно тогда, когда вуз ведет поисковые работы. «Прикладникам» легче. Ограниченность финансовой ресурсной базы – беда. На Западе эту проблему решают многочисленные фонды, венчурные фирмы, гранты. У нас таких инструментов мало, а они жизненно необходимы – если не успеем перестроиться и организовать процесс так, чтобы кадры высшей квалификации, то о технологическом прорыве надо будет забыть навсегда. Вот поэтому-то президент Путин и начал нашу встречу с постановки именно этой – ключевой – задачи.

Беседовала профессор Надежда Багдасарьян


Представляем вашему вниманию выдержки из доклада ректора МГТУ Анатолия Александрова «Роль университетов в научно-технологическом развитии Российской Федерации», сделанном на пленарном совещании XI съезд Российского союза ректоров.

Ответ на большие вызовы возможен только при интеграции фундаментальной, прикладной науки и высокотехнологичных производств. И эту роль интегратора могли бы взять на себя национальные исследовательские университеты, которые имеют многолетний опыт таких междисциплинарных прорывных исследований. Но мы прекрасно знаем, что без инженера знания никогда не станут технологиями. А примеров, когда знания, в том числе фундаментальные, превращались в технологию, много.
Университеты также могут выступать и в роли интеграторов решений важнейших государственных задач. Тоже приведу пример. В прошлом году Вы, Владимир Владимирович, дали поручение Бауманке и Физтеху заняться передовыми арктическими технологиями. И мы в течение очень короткого времени смогли организовать большую кооперацию научных организаций, госкорпораций, восьми основных министерств и ведомств и сосредоточили внимание на самых злободневных проблемах, которые стоят перед людьми, работающими в Арктике. Сумели сконцентрировать материальные средства, и эта программа начала выполняться уже сегодня, уже много что по ней сделано.
Когда мы говорим о таких мощных университетских центрах, очень важно, чтобы программы их создания были рассчитаны не на один-два года, а на семь, на восемь лет, когда действительно можно было бы создавать ведущие инженерные центры и лаборатории мирового уровня. Создавать научные школы, привлекать в них и гарантировать в течение какого‑то достаточно большого времени хорошие условия работы для наших западных коллег. Примеров такого сотрудничества тоже много, чему немало способствует то, что у нас за последние годы укрепилась материальная база. В одной Бауманке 20 инженерных центров мирового уровня, высочайшего класса. И поэтому выдающиеся западные ученые, такие, например, как Грегор Морфилл, за честь почитают приехать к нам и возглавить один из наших центров. Причем для него удивительно, что он, человек номер один в области плазменных технологий в мире, видит у нас разработки, готовые к промышленной реализации, гораздо сильнее, чем на Западе. Такое сотрудничество дает очень серьезные результаты, и на него нужно опираться.
Мы говорили о том, что объем знаний увеличивается вдвое каждые два года, и приводили примеры того, как старые компьютеры не обладали такими возможностями, какие есть у шестого «Айфона». Но все сегодняшние компьютеры не смогли превзойти возможности человеческого мозга. И это говорит о том, что мы еще очень много чего откроем и много чему научимся.
Для этого, в частности, мы должны обеспечить непрерывное обучение инженеров, и это, безусловно, первоочередная задача университетов. Мы можем и должны создать национальную систему непрерывной опережающей переподготовки инженеров – и в ней опять‑таки использовать распределенные, сетевые методы повышения квалификации, о которых говорилось ранее, использовать «цифру», удаленный доступ, онлайн‑курсы. Все эти возможности есть, их нужно организовать в стройную систему. Ум инженера должен совершенствоваться постоянно, в течение всей жизни.
У нас в последние годы усилилась публикационная активность. Статьи молодых российских ученых в большом количестве попадают в так называемый «золотой процент» самых интересных, самых знаковых статей, которые публикуются в мире. То есть потенциал наших ученых очень велик.
И мы будем продолжать этим заниматься, мы будем ориентировать наших ученых на такую публикационную активность, но нельзя забывать о наших собственных журналах, потому что их надо «дотягивать» до мирового уровня. У нас должны быть академические и вузовские журналы самого высокого класса, переводимые на английский язык. Может быть, стоить восстановить единый национальный бренд – издательский центр. Вы, Владимир Владимирович, дали нам поручение два года назад по поводу российского рейтинга вузов. Мы сделали это, это получилось, хотя мы поначалу и сомневались. Я думаю, что если поставить себе такую задачу в области научных изданий международного уровня, то и с ней мы справимся. Конечно, и русский язык не должен исчезать из наших журналов.
Отдельно нужно говорить о работе вузов с оборонно-промышленным комплексом – это очень важно сегодня. Это трудная работа, совсем не обыденная. И здесь нам особенно важно обеспечить технологическую независимость и формировать опережающий научно-технический задел на будущие годы и десятилетия и искать новые нетрадиционные технические решения.
Подготовка специалистов для оборонно-промышленного комплекса должна быть целевой. Эти программы должны составляться вместе с ведущими специалистами, генеральными конструкторами из отраслей, должна быть распространена и продолжена практика на этих заводах. Особую роль в этой связи должны нести и несут базовые кафедры и отраслевые факультеты. Очень важно, чтобы работали все возможные образовательные траектории: и техник со знаниями инженера, когда он будет эксплуатировать уникальный станочный парк, и бакалавры, которые могут руководить производством на своем уровне. Это должны быть магистры, которые могут вести сложные исследования. И обязательно должны быть специалисты-разработчики, это самая трудная и важная инженерная профессия.
Мы живем сегодня в непростое время экономических спадов и кризисов в международных отношениях. Это время принятия сложных решений и ответственности за них. Но, с другой стороны, это очень интересное время, которое дает и огромные возможности.
Владимир Владимирович, Вы строите великую процветающую Россию. И в этом трудном деле Вы можете смело положиться на наш инженерный корпус.