fmsh

Инженерия 0+ или Что такое ФМШ?

Учёба Автор
В физико-математической школе при МГТУ им. Н.Э. Баумана студенты преподают ученикам старших классов как основные дисциплины, к которым относятся физика и математика, так и дополнительные – электроника, изобретательское дело, инженерная графика, химия, материаловедение и другие. Занятия проходят в вечернее время параллельно с обучением в основной школе. Группы ФМШ формируются на основе вступительных испытаний.

Каждый бауманец не раз проходил мимо маленькой комнатки – аудитории 431А. Это уникальная комната. В ней решают фундаментальную задачу – задачу распространения знаний и умений, интереса и вдохновения. Там собраны материалы лекций, задачи и огромное количество учебных материалов студентов-преподавателей более чем за полвека. И каждый семестр, каждый день появляется новое и новое. В этой каморке расположена канцелярия ФМШ.
Здесь студенты разрабатывают учебные планы, содержание лекций, семинаров, контрольных мероприятий и экзаменов — возможностей создания курса согласно собственному видению здесь порой больше, чем у преподавателей на кафедрах. Уделяется внимание подготовке к олимпиадам и наиболее сложным задачам государственных экзаменов по математике и физике, развитию творческого технического мышления. Отличительная черта ФМШ – она готовит школьников не только к поступлению, но и к обучению в Университете.
Школа была организована в 1962 году. Основой послужил студенческий добровольческий консультативный отряд, готовивший абитуриентов к вступительным испытаниям в МВТУ.
56 лет — это очень много для общественной организации, где никто не получает денег, а кадровый состав постоянно меняется. В середине прошлого века подобные школы были и при других вузах: МИФИ, МАИ, МЭИ, при экономических факультетах МГУ, МГПИ, МИЭМ. Проводились научно-методические конференции, на которых подводили итоги работы за очередной период. Существовала «аспирантура ФМШ», где опытные преподаватели Школы готовили будущих педагогов, а обучение заканчивалось защитой методического проекта.
Была такая история. Несколько десятков лет назад в школе появились восьмиклассники из Дубны, желающие решать инженерные задачи. Для них разработали специальные программы по физике, математике и технический курс, где уже в свои 13-14 лет ребята знакомились с основами метрологии и взаимозаменяемости, деталями машин и приборов (для сравнения, сейчас в 8 классе обычной школы только учатся решать квадратные уравнения). Однажды ребята получили задание спроектировать прибор, перемножающий два числа в заданном диапазоне величин — некий аналог логарифмической линейки. Впятером они представили семь разных проектов. Здесь были и устройства с катушками и нитками, и электрические схемы, и… Ребята доказали, что изобретать никогда не рано.
Как обстоят дела сейчас? Поменялась страна, поменялись правила приема в вузы. Во многих университетах подобные школы закрылись. Однако ФМШ при МГТУ им. Н.Э. Баумана живет. Осенью 2017 года конкурс среди школьников составил четыре человека на место – во вступительных испытаниях приняли участие более 200 человек. Две группы десятиклассников успешно проходят полуторагодичную программу: лекции, семинары, лабораторные работы. В планах на следующий учебный год — увеличение числа групп, а значит, числа потенциальных слушателей и преподавателей.
Если вы узнали себя в образе того самого студента, которого распирает от знаний, или любопытного школьника,— зайдите на наш сайт www.physmath.bmstu.ru или группу ВКонтакте fmsh.bmstu и заполните анкету. Ее необходимо подать до 30 апреля. С осени вы по-другому взглянете на учебу, на технику, на все. Вот увидите!

Анастасия Мердалимова
Аркадий Дидковский