img_4898

Кто умнее: Друзь или Вассерман

События Автор
Анатолий Вассерман – культовая фигура. Публицист и многократный победитель интеллектуальных игр, он известен парадоксальными суждениями, а также тем, что может аргументированно ответить на любой вопрос. Об этой способности Вассермана есть немало шуток в интернете. Например: «Пять минут созерцания фотографии Анатолия Вассермана увеличивает IQ на 30 %». Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана повысили свой IQ еще больше – у них была возможность общаться с Анатолием Александровичем полтора часа во время встречи в рамках Всероссийского проекта «Диалог на равных».

Одной из главных тем беседы стало образование. Анатолий Вассерман убежден, что образование нельзя относить к сфере услуг, как это часто делают сегодня, ведь «самое дефицитное средство производства – человек. Все остальное можно добыть или создать. Соответственно, все относящееся и к образованию, и к здравоохранению, надлежит считать тем, что в советское время было группой «А» – то есть, производством средств производства».

Важнейшая задача образования, по мнению Вассермана, – формирование целостной картины мира. «Когда у вас эта картина есть, вы намного реже нуждаетесь в справочниках, и каждый новый факт ложится в эту картину, как в пазл. А если он не укладывается в картину, то либо факт неверный, либо с вашей картиной мира что-то не в порядке». Без такого понимания мироустройства даже лезть в интернет и справочники опасно – «тот, кто лечится по справочнику, умрет от опечатки».

По мнению Анатолия Александровича, образование, которое сложилось в нашей стране с середины 70-х годов прошлого века, направлено на то, чтобы разрушить целостность восприятия. «Поэтому лучшее, что можно сделать сейчас – это отменить все реформы, начиная примерно с 1975 года, восстановить то состояние школы, при котором она была нацелена на создание целостной картины мира, и на этой основе двигаться дальше. Конкретных приемов обучения с тех пор найдено довольно много, их можно использовать по-разному, но все это должно опираться на здоровую основу», – говорил Вассерман. А тем, кто готов создать эту картину самостоятельно, Анатолий Александрович посоветовал прочесть следующие книги: «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса, «Сумму технологии» Станислава Лема, «Слепой часовщик» Ричарда Докинза и «Структура реальности» Дэвида Дойча.

Просьбу студентов выбрать полдюжины самых значимых людей Анатолий Александрович не смог выполнить, ответив, что «мог бы назвать многие десятки людей. Но для начала хотя бы пройдите вдоль стен Университета и посмотрите на мемориальные доски. Если устанавливать их в честь всех достойных выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана, то свободного места не останется».

А вот к популярным сегодня идеям специалиста по нейронауке и психолингвистике Татьяны Черниговской Анатолий Вассерман относится скептически. Он высказал свое мнение по поводу сознания: «Сознание – это не объект, а процесс. В него вовлечено порядка 15 миллиардов клеток. Исходных врожденных рефлексов всего два – сосательный и хватательный. Остальное формируется во время взаимодействия с внешним миром – создаются модели, на основе которых предпринимаются действия, затем получившийся результат сравнивается с ожидаемым, и корректируются мысленные процессы. Это происходит непрерывно с момента рождения. Именно так формируется весь наш интеллект – во взаимодействии с внешним миром. Поэтому даже если мы создадим точную копию нашего мозга, искусственный интеллект все равно будет развиваться самостоятельно».

Конечно, Вассермана спрашивали и о его участии в интеллектуальных играх. Студенты напомнили ему про его лояльность в игре «Кто хочет стать миллионером» к Екатерине Старшовой, известной по роли Пуговки в сериале «Папины дочки». Он ответил: «Если бы я был уверен в своих версиях, то настаивал бы на них, независимо от мнения партнера. Кстати, когда я играл с Вячеславом Зайцевым, то предоставлял ему возможность выбирать свою версию просто потому, что в тот день он очень плохо себя чувствовал, и я не хотел его нервировать. Я иду на эту игру не для заработка. В «Миллионере» я участвовал, чтобы просто повеселить людей».

Под конец встречи один из студентов все-таки решился задать Анатолию Александровичу давно мучивший всех вопрос – кто же умнее: Александр Друзь или Анатолий Вассерман? Ответ был таким: «Друзь, несомненно, сильнее меня как индивидуальный игрок. Я в этом убеждался не раз. Но его подводит то, что он стал капитаном команды. Его команда играет хуже. При том складе мышления, который есть у меня и у него, капитаном быть противопоказано».

Юлия Степанова