img_3297-25

Выбирайте свою колею

Без рубрики Автор
Наш Университет – единственный в стране, который уже более 25 лет постоянно ищет и взращивает талантливых школьников, способных в будущем стать гордостью отечественной инженерно-технической отрасли. Многие знают о всероссийской программе «Шаг в будущее», получившей и международное признание. Кроме «Шага» его идеолог и создатель Александр Карпов организовал еще две, ориентированные на старшеклассников, школы.

Тригонометрия – тест на инженера

Три года назад команда Александра Карпова провела первый набор учеников восьмых и девятых классов для занятий в очной бауманской школе, работающей под девизом «Школа – это научные кадры будущего». В апреле 2018 года ребята окончат ее. Значит, пора позаботиться о продолжении.

– Этой осенью – второй набор. Чтобы легче было понимать, о ком идет речь, первый набор мы назвали «старшей школой», а второй – «младшей». Новые старшеклассники будут учиться тоже три года, но уже по-другому, – рассказывает Александр Олегович. – Теперь у нас два направления подготовки: исследовательское и академическое.

На первое попадут молодые люди, которые уже имеют хорошие научно-исследовательские разработки. На кафедрах Университета и на его лабораторной базе они будут их развивать, доводить до конца, получать и анализировать новые результаты.

Но такие школьники – авторы собственных научных разработок, да еще и хороших – редкость. Те, у кого их нет, попадут на второе направление. В школе им помогут начать путь конструкторов-исследователей – прямо с выбора темы работы.

Корни такого подхода лежат в физматшколе МГТУ. Я учился в ней, преподавал, был ее директором. Преподаватели-студенты передавали учащимся, кроме знаний, дух Университета. Проучившись даже один год, школьники ни в какой другой вуз уже не хотели. В нашей школе точно так же. Это важно. Сейчас в «младшей школе» идет квалификационный этап – отбор на академическое и исследовательское отделения. Ребята должны показать, что они не только готовы и способны выполнять учебную нагрузку нашей школы, но и то, что у них есть возможность учиться. Ведь, может быть, им придется пожертвовать какими-то увлечениями – «между делом» нашу школу не осилить.

– И это действительно так. У ребят уже сейчас, еще до начала работы школы, есть учебная нагрузка: им читают курс тригонометрии. Почему именно его?

– Тригонометрия точно дает информацию о складе ума, – объясняет Карпов. – Поэтому мы придумали небольшой курс из шести-семи занятий один раз в неделю. Там много комбинаторики, много формалистики.

Человек, который не может осилить тригонометрию – не инженер.

Мы читаем ее на простейшем уровне, и ребята сразу видят – могут ли они освоить предмет. И мы это видим.

Во время учебы нагрузка такой незначительной, конечно, не остается. Она постоянно возрастает. К концу третьего года обучения школьники фактически погружены в университетскую жизнь – проводят здесь, минимум, три дня. Выдержать это могут далеко не все. Я считаю, если хотя бы один студент станет хорошим ученым, то это оправдает все затраты. Наша школа, надеюсь, гарантирует заметно больший результат, чем один ученый. Подобных программ в других вузах нет. Там ориентированы на олимпиады – это проще и дешевле. Но олимпиады работают только «на вход» (облегчают поступление в вуз), а наша школа работает «на выход» (формирует ученого и, возможно, будущего преподавателя нашего вуза).

Коммерциализация идеи

МГТУ им. Н.Э. Баумана и Российское молодежное политехническое общество (РМПО) начинают новую программу – «Бизнес-школа». РМПО получило грант на организацию таких школ и в Москве, и в регионах. Поэтому заниматься в ней смогут не только москвичи, но и старшеклассники из Мурманской, Самарской, Псковской, Челябинской областей, Алтайского и Краснодарского краев.

– В эту школу мы будем набирать тех школьников, у которых уже есть свой проект, – рассказывает Карпов. – Наша цель – помочь ребятам довести разработку до коммерциализации, запустить свой стартап. Для ребят это не просто проект – это научно-исследовательская разработка. Важно, чтобы они поняли, что описание и даже изготовление действующей модели – это вовсе не окончание работы. Нужно идти дальше, надо продумать ее возможное применение, затем найти венчурную компанию или предприятия, которые могут ею заинтересоваться. Это целая идеология. Мы называем ее – научное предпринимательство. И ему необходимо учить ребят. Особенно тех, у кого уже в школьном возрасте есть то, что можно предложить рынку.

Работа задумана с большим размахом, и в одиночку Университету осилить ее трудно. Но идею по достоинству оценили Минэкономразвития, РЖД, Аэрофлот, Российская венчурная компания, Роснано и другие крупные организации.

Как это будет

Организаторы приняли решение, что в каждой бизнес-школе будут обучаться не более 50 человек, те, у кого есть готовые разработки. Благодаря «Шагу» многие из них заранее известны, но двери открыты и для всех остальных.

– На всю страну мы объявим набор в центральную школу, которую будем проводить в Москве в марте, – говорит Александр Олегович. – То же сделают и регионы. Главная задача – отобрать школьников по инновационной составляющей разработки. Чтобы ребятам было проще изложить ее суть, мы разработали специальную форму. Это не просто описание того, что человек сделал, но и рассказ о бизнес-привлекательности разработки, о том, как продвигать ее дальше. Мы даем некую «матрицу», которая поможет перерабатывать научный и инженерный продукт в предпринимательский.

Следующий шаг – конкурс этих матриц. Те, чьи предложения окажутся наиболее интересными, представят свои разработки на выставке. Остальные будут просто слушателями: если ты еще не смог сформулировать предложение, то ты еще на полпути. Продолжай учиться. Тебе расскажут, как действовать дальше, чтобы добиться успеха.

Бизнес-школа включает два учебных блока. Общий – когда ребята слушают лекции с примерами тех или иных реализаций, и специализированный – школьники занимаются в группах по интересам: транспорт, энергетика и так далее, и проводят научно-практические семинары на профильных предприятиях и НИИ.

Вот такой путь, складывающийся из создания разработки, написания инновационного предложения, презентации на выставке, общения со специалистами, и создает тот заряд, который побуждает человека шаг за шагом продвигаться вперед в инженерном деле.

Ленинский лозунг «Догнать и перегнать Запад» и сегодня не утратил свою актуальность. И, возможно, именно благодаря воспитанникам «Шага», «Бизнес-школы», «старшей и младшей школ» (а впоследствии и выпускникам-бауманцам) уже скоро наша страна его реализует.

Елена Емельянова