_dsc6456

22 года международного сотрудничества

Учёба Автор

Из года в год Международная летняя космическая школа «Исследование космоса: теория и практика» привлекает большое количество студентов и специалистов. Руководители Школы профессор кафедры «Космические аппараты и ракеты-носители» Виктория Майорова и доцент кафедры «Стартовые ракетные комплексы» Владимир Игрицкий рассказали о секретах создания и развития успешной программы международного космического сотрудничества.

– Виктория Ивановна, напомните нашим новым читателям, как появилась идея создания Международной летней школы.

– Она стала продолжением программы People to People. В 1987 году стартовала первая после потепления отношений между нашими странами российско-американская программа, в рамках которой первые группы школьников из США и СССР могли посетить друг друга в рамках программ научного и культурного обмена. Наш Университет стал участником этой программы, на базе МГТУ были организованы первые научные летние российско-американские лагеря, где школьники знакомились с достижениями космической отрасли. Программа в таком виде действовала до 1995 года, а затем мы сделали ее студенческой, и она стала называться «Исследование космоса: теория и практика». С самого начала программа была международной: мы принимали заявки от всех желающих со всего мира; главным условием участия был интерес к изучению космоса и знание основ космической техники.

– Как проходит ежегодный отбор участников?

– Система отбора постоянно совершенствуется. Каждый год после января мы начинаем отбор российских и иностранных участников. За годы проведения у нас сложились прочные отношения с США, Францией, Швейцарией, Китаем, Южной Кореей.

– Какую пользу участие в Школе дает именно нашим студентам?

– Основная цель программы – предоставить дополнительные профессиональные, коммуникативные, языковые компетенции российским и иностранным студентам. Наша Школа – это образовательная среда, площадка для дополнительного обучения студентов и налаживания межкультурных связей. Для современного специалиста, особенно в космической отрасли, важно уметь понимать своих зарубежных партнеров и научиться работать в совместных проектах с представителями разных стран, языков и образовательных стандартов. Этой цели служит основанный на межпредметных дисциплинах проект, научным руководителем проекта в последние десять лет является Владимир Игрицкий.

– Владимир Александрович, какой проект в этом году разрабатывали участники Школы?

– Проект необитаемой космической станции, обслуживаемой дистанционно управляемыми роботами. За счет использования современной технологии для установления и длительности прямой связи с минимальными задержками разработчики предложили использовать управляемые с Земли с помощью экзоскелетов роботы, обеспечивающие эффект присутствия человека на орбите. Для реалистичности был использован заменитель силы тяжести, было решено примагнитить роботы к поверхности. Тема проекта зависит от направления подготовки участников – этот был с уклоном в робототехнику. И его важная отличительная особенность в том, что в этом году был изготовлен макет станции, а в раньше мы ограничивались только электронной моделью.

– Виктория Ивановна, как опыт участия в коллективном проекте помогает ребятам раскрыть свои возможности?

– Среди прочего мы учим управлять проектами. У каждой подгруппы есть лидер, который должен вести за собой команду, распределять участников по задачам. Практика показывает, что эти студенты потом быстро продвигаются по карьерной лестнице и занимают посты не рядовых инженеров, а должности с управленческими функциями. Наши участники часто делятся с нами тем, как полученный во время участия в Школе опыт помог им. Например, швейцарец Фредерик Беллони открыл свою инновационную фирму по производству спутников. Он считает, что первые управленческие навыки ему удалось получить именно в нашей Школе, это позволило ему почувствовать в себе силы и возглавить руководство фирмы. Японец Томойя Мори работает в Японском космическом агентстве (JAXA), и, по его мнению, наличие в резюме информации об опыте работы в Международной школе предоставило ему возможность быть лучшим среди претендентов на должность. И таких примеров много. Наша программа позволяет приобрести навыки, которые невозможно получить во время классического обучения.

– В этом году приехали участники из 14-ти стран. Как вам удалось собрать такую международную команду?

– За 22 года многие страны узнали о программе, участвуя на международных конференциях и форумах, где наши студенты показывают себя и Университет. Такая форма «рекламы» МГТУ и нашей программы приносит свои плоды. Каждый год новые страны-участницы присоединяются к нашей школе, чему мы очень рады.

– И в этом году во второй раз за много лет ребята смогли посетить Международный авиационно-космический салон «МАКС-2017»!

– Да, сроки проведения Школы совпали с «МАКС-ом». Корпорация «Роскосмос» предоставила нам возможность посетить авиасалон в день работы специалистов. Сергей Константинович Крикалев в павильоне «Роскосмоса» встретился с нашими студентами. Участники Школы смогли оценить и бауманский стенд, на котором было представлено четыре проекта, выполненных в Молодежном космическом центре: Парус МГТУ, Ярило – спутник для исследования активности солнца, и два демонстрационных спутника.

– Какие перспективы в космической отрасли ожидают выпускников школы?

– Сейчас – время накопления технологий. Планируются полеты на Луну и на Марс, но, на мой взгляд, было бы интересно работать над энергетическими задачами, проектированием космических электростанций с использованием энергии Солнца и исследованием дальнего космоса. Нашим выпускникам есть куда приложить усилия. В последние годы статистика показывает, что большой процент выпускников идет работать на предприятия космической промышленности: РКК «Энергия», ЦНИИМаш, ВНИИЭМ, НПО им. С.А. Лавочкина, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ЦУП, ЦПК им. Ю.А. Гагарина и многие другие, и это обстоятельство не может не радовать.

– Как вам удается развивать и расширять международные контакты?

– Есть три особенности, которые помогают нам в этом: богатая космическая история нашей страны, высокая степень развития отечественной космонавтики и тесная взаимосвязь нашего Университета с космической промышленностью. Поэтому мы находимся в выгодном положении с точки зрения организации такой тематической Школы, так как имеем возможность общаться со специалистами предприятий и космонавтами, у нас есть доступ к реальным образцам космической техники. Партнеры из Швейцарии и США, позаимствовав наш опыт, организовали аналогичные летние космические программы. В сентябре этого года впервые будет проходить похожая программа в Италии, организованная университетами Генуи и Палермо. В ноябре этот опыт повторит университет Supaero, Франция. А в следующем году делегация из Южной Кореи будет организовывать свою аналогичную программу. Надеемся, что наши усилия и опыт и в дальнейшем послужат примером тесного международного сотрудничества во благо будущих космических исследований.

Беседовала Диана Халипина