mwd7q6mrvfa

Первые в программировании на SQL

Без рубрики Автор
Победителем XI Международной олимпиады «IT-Планета 2017-18» (World-it-planet.org) в номинации «Программирование на SQL», стал аспирант кафедры ИУ-4 Александр Подорин (тренер команды – доцент кафедры ИУ-4 Андрей Власов). Это был уже не первый успех. В первой олимпиаде по программированию на SQL, проведенной компанией Oracle в 2007 году, победила команда бауманцев: А. Шепель, ИУ-4, О. Кирбабин, ИУ-4, тренер – доцент кафедры ИУ-4 Андрей Власов. В 2010 году Максим Чернов (ИУ-4) победил в финале чемпионата по программированию на SQL, проводимом в рамках международной олимпиады «ИТ-Планета».


В первый день олимпиады участники решали практические задания и защищали свои работы в 16 конкурсах, разбитых по номинациям: «Программирование», «Облачные вычисления и базы данных», «Телеком», «Мобильные платформы», «Цифровое творчество», «Свободное ПО и робототехника» и «Неограниченные возможности». Последняя, ориентированная на поиск решений, улучшающих жизнь людей с ограниченными возможностями, была включена впервые, но сразу же доказала свою актуальность и востребованность.

Второй день был посвящен обучению. Участники выбирали для себя мастер-классы, лекции и деловые игры. Слушатели секции «Бизнес-эффективность» учились создавать «хайповые проекты», коммерциализировать инновационные разработки, делать верный выбор между учебой и работой, а также заниматься личным продюсированием. На секции «Профессиональные тонкости» участники получили полезную информацию о стандартах и перспективах систем 5G, новых технологиях Oracle, моушн-дизайне, индустрии 4.0, о разработке мобильных приложений. Настоящее раздолье ждало любителей робототехники – множество занятий, начиная от сборки и заканчивая соревнованиями только что запрограммированных роботов.

Завершающий день начался с круглого стола на тему «ИТ-образование: вызовы и перспективы». Участников ждали оживленные дискуссии «Что нужно современному обществу и бизнесу от ИТ-образования, и как ИТ-образование реагирует на эти потребности?» и «Совместная работа бизнеса, государственных органов и образовательных учреждений. Какие схемы взаимодействия наиболее выигрышны для всех?».

И вот церемония награждения. Участников и победителей поздравили: председатель оргкомитета олимпиады «IT-Планета» Сергей Шалашный, начальник управления профессионального образования Департамента образования и науки Тюменской области Руслан Гуляев, а также исполняющий обязанности ректора Тюменского индустриального университета Владимир Бауэр.

В номинации «Программирование: SQL» места распределились следующим образом:
1 место: Александр Подорин, МГТУ им. Н.Э. Баумана.
2 место: Станислав Болсун, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
3 место: Елжан Мауленов, Международный университет информационных технологий.

Мы побеседовали с нашим победителем.

– Александр, твои ощущения в новом статусе?
– В первый момент был шокирован. В этом году никак не ожидал победы. Это была чистая удача. Организаторы всего за пару недель до финала объявили формат соревнований. Оказалось, что он очень подходит мне – проверялись не столько практические знания SQL, сколько умение строить логически правильные структуры данных. Я бы сказал, что это именно те знания, которые получаешь, непосредственно работая с SQL на реальных данных, а не тестовых и олимпиадных задачах.

sc46usad3cq

– Откуда у тебя, студента конструкторско-технологической кафедры, тяга к освоению систем обработки данных на таком основательном уровне?
– Я никогда не стремился стать просто конструктором-технологом, хотя понимаю, что инженерная подготовка очень важна. Для меня это был своеобразный компромисс. При поступлении в МГТУ у меня была цель не просто попасть в Университет, а учиться на факультете ИУ. В цифровую эру невозможно представить современное предприятие без информационных систем. А глубже осваивать современные информационные технологии помогает связь с реальными объектами информатизации. За это я очень благодарен своей кафедре.

– Расскажи о подготовке к олимпиаде.
– Предметной подготовки в этом году не получилось. Она закончилась изучением тех программ, которые будут необходимы на олимпиаде. Тут не пришлось особо готовиться – аналогичные программы я изучал в Университете. В рамках курсов «Системный анализ», «Конструкторско-технологические базы данных» (преподаватель – доцент кафедры ИУ-4 Власов.) у нас существует единое комплексное задание, когда для модели производства, отработанной в рамках технологических курсов, мы создаем информационную систему. Такой подход позволяет связывать дисциплины в единое целое и дает понимание происходящих бизнес-процессов.

– Как проходила олимпиада, и насколько сложными оказались задачи?
– Новый формат оказался очень интересным, хоть и спорным для большинства участников. Нужно было создать структуру базы данных для библиотеки. В рамках учебных занятий мы уже создавали «виртуальное радиотехническое предприятие». Поэтому задание мне было понятно. Вот и все условие. Больше ничего не было сказано. Затем, на основании своей структуры, нужно было реализовать некоторые запросы. Вот тут и надо было показать свои инженерные навыки – сделать запасы в архитектуре на расширение. Все за четыре часа, конечно, не реализуешь, да и не протестируешь, но я старался выложиться по максимуму.

– Тебе помогли знания, полученные на ИУ-4?
– Мне кажется, цель высшего образования – научить думать, искать решения задач, пользоваться всеми инструментами. На ИУ-4 можно научиться всему этому, потому что кафедра дает широкий инженерный опыт, который помогает, в том числе, и в программировании.

Андрей Власов,
заместитель заведующего кафедрой ИУ-4 по научной работе