garkunov

Трение исчезает в смазке

Без рубрики Автор
Трение бывает полезным и даже необходимым, но вот в машинах и механизмах с ним, как правило, борются. Ведь из-за него происходит износ и, следовательно, возникают поломки. Потом требуется ремонт, а при его нерентабельности – списание в утиль. Российские ученые открыли «Эффект безызносности», позволивший создать принципиально новые смазочные материалы, многократно увеличивающие долговечность узлов трения машин и механизмов и резко снижающие трудозатраты. Автор открытия – научный консультант кафедры МТ-13, д. т. н. Дмитрий Гаркунов.

Открытые Дмитрием Николаевичем «Эффект безызносности» и «Водородное изнашивание металлов» определили новое направление в триботехнике. Открытия не остались теорией, а воплотились во вполне осязаемые результаты. Только в России подтвержденный годовой экономический эффект от их реализации составил более 10 млрд рублей.
15 лет назад в МГТУ им. Н.Э. Баумана была создана лаборатория триботехники. За это время сотрудники и студенты под руководством Дмитрия Гаркунова исследовали десятки смазочных материалов и смазочно-охлаждающих жидкостей. Работы проводятся с привлечением студентов.

Наш ответ санкциям
– В России многомиллионный парк оборудования, – говорит профессор кафедры МТ-13 Эдуард Мельников. – Нового не очень много: во-первых, покупать дорого, а, во-вторых, еще и санкции мешают. Значит, нужно ремонтировать старую технику. Этим в стране занято примерно 10 млн человек. Они же обслуживают и новую, чтобы работала подольше и не изнашивалась.
– Полностью износа не избежать, но уменьшить его «по Гаркунову» можно раз в 10, а то и в 100. Гаркунов добавил в смазку оксиды и соли меди, – рассказывает Эдуард Леонидович. – При трении они расщепляются на катионы и анионы. Катионы напитываются отрицательным электронным облаком, и образуется устойчивая нейтральная молекула меди, которая откладывается слоями от 1 до 10 микрометров на трущихся поверхностях, окрашивая их в красно-желтый цвет. Этот тонкий слой меди и уменьшает силу трения в 10–100 раз. При этом медь «намазывается» на самые напряженные участки трущихся деталей.
– Интересно, что медь еще и «кочует», – продолжает он, – сама по себе перемещается туда, где больше трение. Если через какое-то время шероховатость изменилась, то медь уходит, чтобы осесть на новых участках с меньшими зазорами.
Мельников показывает мне металлические детали, которые подвергли одинаковой нагрузке. На одном цилиндре – глубокая выемка, а на другом, который был обработан «по Гаркунову» – легкая, как точка, вмятинка красно-желтого цвета. Такая наглядность убеждает сильнее слов и цифр.

Маленький разрушитель
– Водород – самый маленький элемент периодической системы элементов Менделеева, – продолжает профессор Мельников. – Он проникает во все щели-трещинки и, самое интересное, откладывается там. В результате заполняет их таким образом, что эти микротрещинки, напитавшись водородом, разрушаются от расширения. Разрушаясь, они превращают поверхностный слой детали в пыль. Так слой за слоем идет износ с разрушением. Гаркунов назвал это явление водородным изнашиванием. Это его второе открытие. Тонкие медные пленки, о которых мы говорили выше, позволяют надежно блокировать водород, снижая износ трибосопряжения механизмов и машин.
Только по различным областям применения насчитывается 14 видов смазок: для подшипников, для редукторов, для зубчатых колес, для кулачковых механизмов и других. В МГТУ им. Н.Э. Баумана создано около 80 композиций, которые на 10-30 процентов увеличивают срок службы узлов трения.
– Заказчикам, например, из машинотракторных компаний нужен один вид смазки, а владельцам маршруток – другой, – говорит Мельников. – Они присылают нам свои обычные смазки, а наши специалисты, проведя испытания и эксперименты на термостойкость, рекомендуют им индивидуальные смазочные композиции. У нас есть запатентованная методика, и мы проводим испытания по ней.

Трение – дело наукоемкое
В Академии проблем качества (АПК) под руководством Гаркунова работает Отделение безызносного трения. В нем 27 известных в мире ученых-трибологов. За последнее десятилетие ими выпущено 12 монографий, свыше 100 статей, получено 25 патентов на изобретения в области самоорганизующихся процессов в трибосопряжениях механизмов и машин.
Событием в подготовке инженеров-машиностроителей стало издание в МГТУ им. Н.Э. Баумана учебника для вузов по триботехнике на русском и английском языках. На немецком языке в издательстве Ламберт (Германия) издана монография «Трибология на основе самоорганизации».

Из лаборатории в производство
В Санкт-Петербурге создано ООО «Мотор Лайф». Оно снабжает уникальной смазкой с присадкой «Valena SV» не только Питер, но и Москву, Екатеринбург, другие крупные города России.
Как отмечают потребители, качество, надежность, безопасность и эффективность маслорастворимого комплекса «Valena SV» – очень высоки.
Стратегический партнер фирмы – ООО «ПФК Русма» – крупнейший производитель полного спектра горюче-смазочных материалов в стране. На ее производственных мощностях производится основной объем продукции ООО «Мотор Лайф» (100 тонн смазки в месяц).

Елена Емельянова