img_4532

Если сердце просит музыки

Отдых Автор
Как рождаются музыкальные коллективы в техническом университете, чем привлекают студентов «непрофильные» занятия в ДК, – об этом нашему корреспонденту рассказывает Мария Кравцова, музыкальный руководитель ансамбля Perpetuum mobile.

Идея создания вокального ансамбля возникла у директора Дворца культуры МГТУ им. Н.Э. Баумана Владимира Баклаженко в 2005 году. Главного руководителя решили искать в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Бауманцы практически сразу обратили внимание на Алексея Кравцова. Он не только успешно прошел все отборочные туры, но и составил план развития творческого коллектива на несколько лет вперед.
– Так он стал руководителем, а меня пригласили на должность аккомпаниатора, – вспоминает Мария Кравцова. – Мы сами нарисовали плакаты с объявлением о наборе вокалистов, развесили их в коридорах МГТУ и стали ждать заветную дату встречи с будущими участниками коллектива. Надеялись, что студенты сразу же заинтересуются и придут. Но этого не случилось.
Мы не отчаялись и продолжили заниматься подготовкой репертуара. И, наконец, дождались того счастливого дня, когда увидели первых ребят, с которыми и стали создавать ансамбль. Наличие специального образования у студентов для нас не было важным. Мы давали шанс каждому, кто любил и хотел петь. Ведь хотелось создать не просто хор, но творческое сообщество, где наши артисты будут вместе учиться новому, вместе проводить время и говорить о музыке.
Нас не смущало даже то, что вначале состав был все-таки слабоват – профессиональные музыканты не хотели «просто просвещаться» и выступать без личной выгоды. Поэтому на первых порах основные партитуры нам с Алексеем приходилось выполнять вдвоем. Мы переписывали произведения под тот состав, который у нас был. Постепенно у ребят появился навык исполнения сольных партий.
Сегодня у нас большой коллектив – в составе уже 31 человек. Многие студенты с музыкальным образованием, с хорошими вокальными данными – они притягивают новых участников, показывают, к чему можно стремиться.
Бывали случаи, когда к нам приходили «свободные художники» – они часто не попадали в ноты, их голосовой диапазон был недостаточно широк, но спустя какое время раскрывались и даже становились солистами. А бывало и наоборот, когда человек обладал хорошими способностями, но ощущение собственной «особенности» не позволяло влиться в коллектив, и в итоге они уходили в свободное плаванье. Очень сложно предугадать, как проявит себя студент, когда он попадет в ансамбль.
Прийти к нам может каждый. Во Дворце культуры я встречаюсь с кандидатом, беседую с ним, и становится понятно, есть ли у человека реальное желание петь в нашем коллективе и музыкальный потенциал. Еще проверяю слух, чувство ритма и вокальный диапазон на элементарной распевке. Однако принимаем практически всех – даем творческий шанс каждому, а дальше все зависит от самого человека, от его желания и стремления проявить себя. Легко понять, когда студент заинтересован: у него горят глаза, он, даже при стопроцентной загруженности, не пропускает репетиции, он хочет музыки еще и еще.
Сейчас у нас очень слаженный коллектив. Мы регулярно участвуем во всероссийских и международных конкурсах. Наши мировые гастроли начались с конкурса в Италии, на следующий год мы решили попробовать свои силы в Австрии, затем в Греции. В каждой стране становились лауреатами или победителями.
Самым трудным испытанием стали гастроли в Германии. На конкурсах, как правило, нужно спеть 3-4 песни, а все остальное время можно совмещать выступления с отдыхом. Но гастроли – это совершенно другое. За 12 дней в Германии мы дали восемь сольных концертов длительностью по два часа. Это сложно даже для профессиональных музыкантов, а наши ребята – музыканты-любители. Я чувствовала, как с каждый днем они закаляются и показывают себя как настоящие бойцы. По-другому и не получится – на гастролях нужно быть сильным, выносливым и морально устойчивым.
На сегодняшний день у нас равномерно распределена нагрузка между всеми участниками. Но в 2007 году, когда в нашей команде было всего семь человек, каждый чувствовал на себе тройную ответственность.
Очень важно, что с момента образования ансамбля между его участниками не было конфликтов. Сложилась определенная атмосфера, в которой царит взаимопонимание. И, несмотря на то, что все ребята совершенно разные, они, в каком-то смысле, очень похожи. У них одинаковые взгляды на жизнь, на искусство, схожее чувство юмора. Наверное, именно поэтому каждая наша творческая поездка проходит легко и весело.
Коллектив продолжает расти. Я стараюсь не вмешиваться в его жизнь, мы вместе формируем его будущее. Радуюсь, когда слышу восторженные отзывы о наших выступлениях. Не устаю повторять: «Мы открыты для каждого! Не нужно бояться, что что-то не получится. Нужно просто пробовать. Душа поет? Приходи! А вдруг ты следующий солист ансамбля Perpetuum mobile?»

Полина Немецких