kinoklub-n-volodina

История на киноэкране

Учёба Автор

Киноклуб – необычный и даже неожиданный кружок для нашего Университета. Его участники – первокурсники (хотя прийти может любой желающий) смотрят и обсуждают фильмы, которые подбирает доцент кафедры истории Наталья Володина. «Зрительный зал» обычно полон – 25-30 человек.

В начале семестра преподаватель отправляет ребятам свою подборку примерно из 12 документальных и художественных фильмов на полугодие. Каждый семестр – подборка по новой тематике. Это может быть конкретный исторический период или явление. К примеру, в последнем семестре Наталья Николаевна выбрала для показа фильмы времен «хрущевской оттепели». В то время многие события российской истории переоценивались. Это нашло отражение и в фильмах той эпохи. В киноклубе студенты смотрели и обсуждали фильмы: «Комиссар», «Республика ШКИД», «На войне как на войне», «Девять дней одного года», «Берегись автомобиля», «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен».
Участник киноклуба сам выбирает фильм, по которому проведет занятие: расскажет о фильме, о режиссере, об исторической эпохе.
– На встречах мы смотрим фильм полностью, – рассказывает Наталья Николаевна. – Через ноутбук и проектор я вывожу его на большой экран в поточной аудитории, и получается почти как в кинотеатре.
После просмотра обязательно начинается дискуссия. Ведет ее студент, но преподаватель при необходимости приходит на помощь. К каждому занятию студент и преподаватель готовят вопросы, которые помогают понять замысел автора и уловить черты исторической эпохи, показанной в фильме. Просмотры и обсуждения рождают понимание пройденного, учат критически воспринимать и анализировать увиденное, сравнивать позиции разных режиссеров.
Чтобы проверить эти навыков, Володина просит студентов выбрать фильм из ее списка, посмотреть его дома и написать эссе. Конечно, это должен быть не пересказ сюжета, а собственные мысли, проиллюстрированные примерами и аргументами.
– Конечно, эссе получаются далеко не у всех, – отмечает Володина, – но, на мой взгляд, эта форма наиболее полно позволяет студентам выразить свои мысли. Бывают и прекрасные работы: в прошлом семестре студент группы СМ13-22 Константин Урывин написал замечательное эссе о фильме Тарковского «Сталкер».

Почему киноклуб?
Главная цель киноклуба, по словам его руководителя, научить студентов думать, анализировать, находить исторические аналогии, понимать суть событий и процессов — политических, экономических, социальных, культурных.
Зачастую бауманцам недостает исторических знаний. Это и понятно, ведь в старших классах школы у многих нет гуманитарных предметов. А в нашем Университете (при огромной нагрузке по основным предметам) у студентов не остается времени на чтение исторической литературы. Киноклуб отчасти помогает решить эту проблему. Ведь знания по истории можно получать не только из книг, но и просматривая документальные и художественные фильмы.
Другая проблема – огромный информационный поток, в котором студент может просто растеряться. В век интернета найти информацию стало намного проще, а отделить зерна от плевел намного сложнее. В рамках киноклуба Наталья Николаевна учит студентов, как найти необходимую информацию, как ее критически оценить, как грамотно представить аудитории.
Еще одна серьезная задача – научить студентов выражать свои мысли, особенно устно. Преподаватели гуманитарных кафедр часто сталкиваются с тем, что студенты на вопросы отвечают лишь односложно – «Да» или «Нет». В ходе дискуссий в киноклубе студенты учатся излагать свои мысли развернуто и последовательно.
Ну и, конечно, просмотр исторических фильмов помогает ребятам расширить кругозор. Наталья Николаевна советует студентам, что можно почитать или посмотреть по тем темам, которые их заинтересовали.

Что дальше?
Этой весной, после окончания работы киноклуба, Володина попросила ребят заполнить опросник. Оказалось, что им очень понравился фильм «Девять дней одного года». Некоторые даже пересматривали фильм дома.
– Наверное, – предполагает Наталья Николаевна, – это тема им близка как будущим исследователям, инженерам. Поэтому их привлек рассказ об ученых, о долге, ответственности и самопожертвовании.
К сожалению, студенты плохо знают советских и, тем более, российских ученых. Они слышали о Королеве, о Туполеве, но в целом мало знают об их заслугах. Поэтому в следующем семестре Наталья Николаевна решила сделать подборку фильмов по истории науки российской и мировой, о модернизации, об отдельных ученых.
– Мне кажется, что для наших студентов кино – наиболее удобная и приятная форма подачи информации, – говорит она. – Понятно, что в МГТУ история не основной предмет, но знания все равно нужно получать. Я верю, что это работает.