konferentsiya-po-filosofii

Социология, культура, техника

Наука Автор

«Методология науки», «Методология информатики», «Проблемы образования и интернет-обучения» – об этом и многом другом говорили участники Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН «Методология в науке и образовании», которая впервые прошла в МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Методология важна и нужна повсюду. Начиная с утренней зарядки: «делай – раз, делай – два…», и заканчивая научными исследованиями. Многие философы пытались разработать конкретные методы научного познания: что, как и за чем должно следовать. Именно «пытались», потому что и по сей день окончательно эта задача не решена.

Открывая конференцию, первый проректор-проректор по научной работе Владимир Зимин провел интересную историческую параллель, вспомнив о великом ученом Николае Жуковском. «Мы знаем, – сказал он, – что Николай Егорович был профессором двух университетов – МГУ и ИМТУ. Ему предлагали работать только в МГУ, но он понимал важность практической работы, поэтому не оставил ИМТУ. И даже квартиру выбрал так, чтобы одинаково удобно было добираться до обоих вузов. Надеюсь, что конференция «Методология в науке и образовании» пройдет успешно, а ее решения и предложения будут так же интересны технарям, как и гуманитариям. В Бауманском нет конфликта между физиками и лириками – мы прекрасно взаимодействуем, и это дает хороший результат».

МГТУ им. Н.Э. Баумана не случайно стал организатором методологической конференции, собрав на своей площадке коллег из институтов РАН и ведущих технических вузов. Как сказал заведующий кафедрой философии МГТУ Виталий Ивлев, такая необходимость назрела: конкретно-практические вузы зачастую оторваны от гуманитарных наук. Поэтому и решено было провести конференцию в ведущем техническом университете, чтобы обозначить и обобщить проблемы методологии науки, методологии информатики, что имеет прямое отношение к специализированному образованию.

Все прозвучавшие доклады и теоретически были интересны, и прикладное их значение несомненно важно.

Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Надежда Багдасарьян, которая вела пленарное заседание, в своем докладе «Методология: контексты, сферы и границы ее применимости в постнеклассической науке» подчеркнула, что научная деятельность претерпевает в наши дни существенные изменения. Они касаются всего пространства научного бытия. В частности, направленность знания на тот или иной контекст – мировоззрения, образования, практического приложения знания, и, тем более, социокультурный – безусловно, сказывается на его строении и способах получения.

Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Сергей Лебедев в докладе «Методологическая культура современного ученого» выдвинул тезис, что в науке как таковой нет никаких философских методов, а есть только конкретно-научные методы разной степени общности. Должная наука (в представлении философов) и реальная наука оказались в значительной степени не совпадающими друг с другом. Свою концепцию автор обозначил как «теория системного методологического плюрализма». Ее главное положение – внутренняя взаимосвязь, взаимообусловленность и дополнительность различных, в том числе и противоположных методов научного познания: интуиции и дискурса, индукции и дедукции, анализа и синтеза, описания и конструирования объекта и предмета познания, доказательства и опровержения и пр. Теория имеет прикладное значение: на ее основе можно выстраивать курсы и в магистратуре, и в аспирантуре.

Профессор МИФИ Виктор Канке «Теория концептуальной трансдукции: метанаучные и педагогические аспекты» показал в своем выступлении, как устанавливается конкретная связь между образованием и наукой. Он провел параллель между тем, как происходит эволюция смены теорий в науке, и компетенциями как результатами образования. Профессор говорил о необходимости ухода от старой парадигмы, когда в образовании передаются только знания, к новой парадигме, где кроме знаний формируются умения и навыки, требования к самому человеку, который должен непрерывно отслеживать изменения о предметной реальности в науке.

Конференция продемонстрировала, как надо налаживать связи между социогуманитарным блоком и прикладными дисциплинами: инженерными, медицинскими, математическими.

Многие выступающие отмечали, что нынешняя молодежь настроена прагматично. Если уж получают образование, то хотят понимать, как конкретные предметы помогут им в  будущем. А у гуманитарных дисциплин прямого прагматического эквивалента нет. Но сегодня ситуация такова – без социогуманитарной подготовки быть высококлассным специалистом невозможно. Как говорили практически все выступающие, чем бы человек ни занимался, обязательно возникает вопрос о последствиях этой деятельности. Например, создал робота, который напрямую взаимодействует с человеком (имеются в виду технические средства для поддержания жизни и здоровья – протезы, стимуляторы, вживляемые чипы) и что получил? Что это за объект – человек или робот? А если создал систему, влияющую на окружающую среду – как она изменится? В любой сфере деятельности есть спектр вопросов, которые решаются только на основе социогуманитарных знаний. Предметные науки дают знания для деятельности, а гуманитарные – для понимания смысла этой деятельности.

– Я говорю о человеке как о фронтире, – сказала в своем выступлении заведующая кафедрой «Философия образования» МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Брызгалина. – Фронтир – граница между освоенными и неосвоенными «землями». Современная наука приближается к человеку не только извне, но и изнутри. Человек становится как бы собственным произведением, проектируя не только реальность для него, но и реальность самого человека, в том числе, в плане телесности – трансплантология, органы от животных, чипы, пластические операции… По отношению к человеку происходит соединение познания и технологического применения знаний. Уже нет возможности оценивать с точки зрения морали и права последствия применения научных знаний или технологий. Оценке подлежит сама постановка научной проблемы.

Технари и гуманитарии. Кто важнее? Вопрос не нов. В 60-х годах прошлого века спор между «лириками и физиками» активно велся на страницах газет и журналов. Считалось, что победитель должен был быть один. Технари одолели гуманитариев. Как писал в 1959 году поэт Борис Слуцкий:

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе.

<…>

Так что даже не обидно,

А скорее интересно

Наблюдать, как, словно пена,

Опадают наши рифмы

И величие степенно

Отступает в логарифмы.

Сегодня ситуация изменилась – наука уже другая. Она развивается междисциплинарно, комплексно, открытия совершают большие коллективы ученых на стыке наук, среди которых непременно есть и социогуманитарные. Очень важно, что именно МГТУ им. Н.Э. Баумана стал организатором конференции, которая направлена на то, чтобы снимать барьеры. «Методология науки» «переезжает» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Хорошо, если она станет еще одной нашей визитной карточкой.

 

Елена Емельянова