Учеба в стиле DEUTSCН глазами бауманца

Наши люди/События Автор

Программа обмена с Германией1

Реально ли совместить обучение и туризм? Качественная учеба в университете, пока вы находитесь за рубежом – такое вообще бывает? Еще как! Например, о том, как можно путешествовать по Германии, продолжая познавать тонкости лазерных технологий, нам рассказала участница программы по академическому обмену Алеся Шелестова (МТ12-37).

 Программа обмена с Германией3

— Алеся, почему ты решила отправиться именно в Германию?

– Мне всегда нравилась Германия, ее язык и культура. Еще в школе я начала учить немецкий. И хотя неплохо овладела им, но для свободного общения мне не хватало постоянной практики в языковой среде. Я обратилась в Международный отдел МГТУ, где мне предложили в течение семестра учиться по обмену в Германии. Изначально я этот вариант не рассматривала, но почему бы не совместить языковую практику и обучение по специальности? В итоге приоритетом поездки стало обучение, а понимание языка само постепенно пришло.

– В какой университет ты отправилась и чему там училась?

– Я выбрала Рейнско-Вестфальский технический университет города Ахена, так как там есть «моя» кафедра – «Лазерная техника и технологии». Я выбрала пять дисциплин: применение лазерных технологий, лазерная измерительная техника, основы и исполнение оптических систем, создание оптических систем в программе Zemax, моделирование процессов лазерной обработки. Занятия – лекции и семинары.

Программа обмена с Германией2

– Получается, ты сама могла выбрать любой университет и любые дисциплины? А немецкие студенты? Они тоже могут выбрать любые предметы в любом количестве – хоть три, хоть 25?

– Можно выбрать любые дисциплины, любое направление. Я могла выбрать не больше шести предметов. У местных студентов по-другому – им нужен набор предметов, каждый из которых «весит» определенное число баллов, а общая сумма составляет рекомендованное число баллов за данный семестр. Чтобы набрать эти баллы, один мой друг должен был сдать восемь (!) экзаменов.

– Вам преподавали только теорию, или в Германии практика дополняет теоретические знания, как у нас?

– На лекциях – теория, на семинарах – решение задач, к доске студентов не вызывают. Практические занятия зависят от предмета. У меня только по одному предмету были лабораторные работы (Zemax), к которым предварительно прочитали теорию. Кстати, лекции и лабораторные оцениваются отдельно – их считают разными дисциплинами. Студент может выбрать только теоретический курс или, наоборот, – только практическую часть предмета. Из-за этого комплексное понимание теряется. К примеру, на занятиях по лазерной измерительной технике большинство студентов, учась в магистратуре, вообще не знали, что такое лазер.

– Какие отличия ты заметила в самом учебном процессе?

– Больше всего меня удивило, что только около 10% студентов на лекции записывают что-либо за преподавателем, не так, как у нас: по пять листов за лекцию. Почти все их материалы – презентации с комментариями, основные учебники, статьи, видео – выложены в виртуальном «кампусе». Главная цель посещения занятий – контакт с преподавателем. Для меня такая методика была непривычна, но потом даже удобнее стало заниматься. Изучая материал самостоятельно, быстрее понимаешь, что тебе пригодится, что нужно уточнить, где именно нужна помощь преподавателя. Удивило, что в учебный план не включены домашние задания. Даже если задание есть, то выполнять его необязательно – на оценке за экзамен это не отразится. Еще одно отличие в том, что как таковых групп в немецком университете нет – наборы предметов у всех разные.

– Алеся, на твой взгляд, есть ли в немецкой методике преподавания то, что стоило бы перенять?

– Да. За рубежом студенту дают ясно понять, что он должен учиться сам. Не хочет сам учиться – не нужен стране такой специалист. В итоге люди более осознанно подходят к учебе, ведь оценка успеваемости идет только по уровню знаний студента. Самостоятельное обучение требует высокой самодисциплины и целеустремленности. Система образования построена таким образом, что если у нормально учащегося студента появятся трудности, то преподаватель предоставит всевозможный материал и максимально доступно постарается объяснить. Система хороша тем, что остаются только те студенты, которым эти знания действительно нужны. Однако она соответствует именно немецкому менталитету. Не уверена, что самостоятельное обучение и отсутствие контроля в течение семестра принесет хорошие результаты в российских вузах. Дело не в том, что у кого-то плохой менталитет, а у кого-то хороший. Просто, возможно, к русским людям нужен другой подход.

 

 

Кто может поехать учиться по обмену?

  1. Студент, который обучается более двух лет в МГТУ и имеет средний балл не ниже оценки «хорошо».
  2. Студент / аспирант, который обучается на бюджетной основе. Если студент / аспирант обучается платно, то он может принять участие в программе только в случае оплаты стоимости пропущенного семестра. 

Куда обращаться?

В Отдел маркетинга образовательных услуг, академической мобильности и международных научных программ УМС (ауд. 401-ю, тел.: 8 (499) 263 66 73).

 

Дарья Баканова