tretyakov

«Студенты – команда, а вы – тренер»

Без рубрики Автор

Мой собеседник окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана более 50 лет назад. Его преподавательский стаж в нашем Университете – 43 года. За это время произошло много перемен. Каким образом они коснулись содержания лекций, способов их проведения? Что поменялось? Об этом мы поговорили с профессором кафедры МТ-13 Анатолием Третьяковым – лучшим преподавателем Университета в номинации «Лучший лектор».

– Вы читаете основной курс, который ведет ваша кафедра в Университете, – «Технология конструкционных материалов». Это название, наверное, не меняется с момента возникновения курса в середине прошлого века. А какие изменения претерпели его изложение и содержание?

– Когда я был студентом, этот курс читали четыре преподавателя, так как он состоял из четырех частей. Когда я стал сотрудником кафедры МТ-13, предмет вели два преподавателя. Он был разбит на две части. Я читал заготовительное производство. В 90-е годы количество часов на эту дисциплину уменьшилось. Поэтому у меня родилась идея написать сквозной курс для чтения одним человеком.

Выбор был очевиден. Инженер, приступая к конструированию, должен думать о том, где и как будет изготовлено его изделие. Иначе может случиться так, что его вовсе не сумеют изготовить, или конструкция окажется не технологичной. Поэтому, создавая конструкцию, необходимо в общих чертах проработать технологическую последовательность ее изготовления, предложить материал, инструмент обработки. Этому и посвящен наш курс.

– Ваша идея, на поверхностный взгляд, кажется очевидной. Насколько быстро удалось ее реализовать?
– Действительно, многие говорят: «Что тут особенного?». На деле же проектирование технологичной конструкции детали при выполнении домашних заданий оказалось сложным для студентов. Это был не просто чертеж работоспособной детали, а конструкторско-технологическое решение, обеспечивающее проектирование и изготовление изделия.

Вот тогда я понял, что важно как можно больше использовать видеовизуализацию. Начал вводить в лекции фрагменты процесса работы, анимацию.

– Но это, вроде бы, выходит за рамки курса. Не можете же вы в идеале знать все способы обработки.
– Не могу, но стремиться к этому надо. Когда я готовился к сквозному преподаванию дисциплины ТКМ, то пошел стажироваться на кафедру МТ-2.

– Но такой подход к делу создает дополнительную нагрузку.
– Процесс одновременно идет с двух сторон: число часов, отведенных на лекции, уменьшается, а объем необходимой к изложению информации увеличивается. Это, наряду с уменьшением числа преподавателей, потребовало перейти к сквозному чтению. Я беру один поток – читаю лекции, веду семинары. Раньше это делали четыре человека, а сейчас – один.

– Как это происходит?
– Самое сложное во всем этом – ДЗ. Студент должен научиться создавать конструкцию, прорабатывать технологические решения, а, значит, задание должно заканчиваться чертежом детали.


Я говорю студентам: «Представьте, что прилетел НЛО. Вы его разобрали на детали, сделали чертежи, а теперь в земных условиях должны сделать аналог. А у нас другие материалы, иные технологии. Поэтому надо преобразовать чертеж так, чтобы суметь изготовить деталь на Земле».

После этого выдаю им чертеж, в котором специально сделаны ошибки. Используя методы обработки, которые указаны в ДЗ, они должны (изменив конструкцию под реальные технологии) предложить оптимальное изготовление с минимальными затратами.


– Бедные студенты. Сочувствую им.
– Да, им нелегко. Надо вводить информатизацию: видеофрагменты, слайды, анимацию. Это будет наглядно. Чтобы не рисовать на доске, должна быть готовая графическая информация, которая доступна и дома.
Поэтому в 2010 году я написал новый курс лекций. Затем было разработано мультимедийное учебное пособие по дисциплине с большим количеством анимации, видео фрагментов и эскизов технологичных конструкций изделий. На базе этого пособия разработана электронная презентация лекций с большим количеством слайдов, тестов и кроссвордов.

Время шло, и курс продолжал меняться. Было 25, а потом стало 17 лекций, мультимедийное пособие совершенствовалось. Я купил проектор, носил его в рюкзаке на каждую лекцию. А сейчас наступила благодать. Аудитории оборудованы. Я прихожу только с небольшой флешкой. Весь курс доступен на платформе «Открытый МГТУ».

– Значит, студенты могут не писать? Раз все лекции в электронном виде, то ими всегда можно воспользоваться. А как быть с утверждением психологов, что когда пишешь, то лучше запоминаешь?
– Моя жена – психолог. Она утверждает, что это только в детстве полезно.

– Электронные лекции – шаг на пути создания открытых платформ, когда любой пользователь может в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, включая МГТУ им. Н.Э. Баумана. У вас, судя по всему, все уже готово к этому?

– В целом – да. Лекции в формате «говорящая голова» записаны. При этом проявилась интересная особенность: как только я начал читать лекцию на камеру, она сократилась до 15 минут – потому что боишься ошибиться, сбиться с мысли и говоришь только точеными фразами.

Поэтому я стал писать сценарий каждой лекции. По каждой лекции – 20 страниц. У меня уже 17 сценариев и 40 слайдов. А в конце каждой лекции – тесты. Это важно. Лекцию надо чем-то заканчивать. Я рассказал, а слушали, поняли меня или нет – сразу становится ясно после того, как я вывожу тесты на экран, а они мне отвечают.

Мои лекции требуют много времени и большой отдачи. Каждый год я переделываю их.

– Где взять время на опрос целой аудитории?
– Информационные технологии и тут на службе образования. На кафедре профессора Юрия Димитриенко ФН-11разработана технология электронного дистанционного тестирования. Студенты сидят с телефонами и сразу же не только отвечают, но и результат узнают. Еще они и рубежный контроль проходят – выполняют 60 тестов. Раньше я готовил для этого бланки, распечатывал, а они заполняли. Мне нужно было оперативно проверить многочисленные ответы. А сейчас все в электронном виде – удобно, быстро.

А вот ДЗ проверять дистанционно – проблема. Это ведь чертежи. Там могут быть ошибки. К тому же на втором курсе они чертить не умеют – рисуют что-то в клеточках от руки карандашом. Пришлось настоять, чтобы освоили, а точнее применили уже полученные знания компьютерного проектирования.

– Оказывается, от пандемии и удаленки может быть и польза?
– Ситуация, к сожалению, потребовала этих изменений. Но подача всегда важна. Мне, например, в анкете написали, что юмора маловато. Учел. Стараюсь вставлять студенческие анекдоты.

– А ваши коллеги? Им достанется что-нибудь из накопленного опыта, переймут они найденные вами приемы, освоят «маленькие хитрости»?
– Сейчас пришло время, когда пожилые заканчивают работать, а молодые начинают. Мы понимаем – им надо передать опыт. Многое они могут взять у нас для себя. Поэтому на кафедре организован семинар, где ветераны делятся опытом с молодежью. Верю, что это полезно.

– А тем, кто не работает у вас, можете дать несколько советов в духе времени – то есть удаленно?
– Одна из моих «хитростей», позволяющая осваивать новое, в занятиях обычным бегом. Он, в первую очередь, помогает разрядиться. Силком себя заставляешь выйти на улицу и побежать. А через 10-15 минут бега голова становится чистой. Приходишь домой в эйфории: зарядился, выбросил из себя весь негатив и опять готов жить и трудиться по полной.

В преподавании есть несколько стадий. Первая – ты хочешь покрасоваться перед студентами – показать, что ты все знаешь. Второй этап – студенты начинают тебя раздражать: когда ты готовишься к защите диссертации и занят. Третий этап – начинаешь любить студентов и стараешься сделать все, чтобы помочь им учиться, а в будущем чего-то достичь.

Поэтому советую относиться к студентам не как к тем, которых ты учишь, а как к людям, с которыми ты вместе учишься. И если правильно построить процесс, то ты будешь у них учиться тому, что они лучше тебя знают. Как правило, информационным технологиям. И не надо стесняться этого. Студенты – команда, а вы – тренер. Успехи команды – ваши успехи.

Беседовала Елена Емельянова