dmitriev-pervyj-direktor-fabriki

Первый директор

Без рубрики Автор

Историко-философский клуб МГТУ им. Н.Э. Баумана много лет подряд проводит заседания, посвященные рассказам о выдающихся бауманцах. Имена многих из них, например, Туполева, Челомея, Петлякова – у всех на слуху. О других, к сожалению, мало кто помнит. Клуб старается устранить эту несправедливость. Одно из последних его заседаний было посвящено памяти Федора Михайловича Дмитриева – профессора кафедры механической обработки волокнистых веществ ИМТУ, первого русского директора Раменской мануфактуры.

«Отрадное исключение»

Именно так в 1859 году профессор Московского ремесленного училища М. Я. Киттары отозвался о Троицко-Раменской филатуре. «На ней все русское, ее директор русский по фамилии, воспитанник Технического института, делающий во всех отношениях честь заведению, в котором получил образование», – подчеркнул он
Этим директором, «делающим честь» предприятию, был Федор Михайлович Дмитриев (1828/1829‒1882 гг.), а филатурой – Раменская текстильная фабрика, директорами которой до Дмитриева были исключительно иностранцы.

Родом москвич, из обедневшей купеческой семьи, Дмитриев получил начальное домашнее образование, затем окончил Никитское училище и страстно мечтал о высшем образовании. На конкурсной основе ему удалось поступить в Петербургский технологический институт и окончить его с золотой медалью. В 1851 году (по рекомендации товарища и вопреки противодействию со стороны директора-англичанина) Федор Михайлович был принят на Раменскую текстильную фабрику Павлом Семеновичем Малютиным – дальновидным и волевым арендатором фабрики, который «умел и подневольного крестьянина приохотить к работе».


«Человек был русский, из народа, страстно любивший свой народ, он сделал для него все, что мог; а все, что он сделал, было до того разумно, искренне и, следовательно, полезно, что он приобрел общую любовь там, где жил и умер. Кроме того, это был просвещенный ум».
Из письма М.М. Антокольского В.В. Стасову, 1886.


Управление технической стороной фабрики, как на почти всех российских фабриках того времени, находилось в руках англичан. Будучи человеком незаурядного ума и крепкой воли, Малютин в течение 10 лет сменил пять директоров. Молодой и только что окончивший курс инженер-технолог Дмитриев, назначенный Малютиным первоначально на должность смотрителя за станками и рабочими в ночную смену, уже через три года стал механиком, а с 1868 – директором предприятия, по тому времени значительных размеров. Честность, деловитость, преданность делу, усердие и доброе отношение Федора Михайловича к окружающим, независимо от их положения, заставили владельцев изменить мнение о русских инженерах. Имя Дмитриева, который 26 лет проработал на должности директора, неразрывно связано с фамилией Малютиных и развитием фабрики, где под его руководством возводились новые производственные корпуса, вводились передовые технологии механического прядения и ткачества.

Однако директор Дмитриев беспокоился не только о производстве. Для приезжих рабочих был выстроен целый поселок капитальных домов, больничная палата, пекарня, торговые предприятия. А в 1858 была основана школа для детей рабочих фабрики. С 1859 в школе велось обязательное обучение всех фабричных детей. По этой школе, как по живому образцу, начали устраивать свои школы и Морозовы, и другие фабриканты. Раменская фабрика не раз участвовала и в российских, и в международных выставках – получала высшие награды за свою продукцию.


Из речи Ф.М. Дмитриева в Императорском техническом училище в 1876 году.

«Я уверен, что собравшиеся здесь представители просвещенной части нашего общества яснее понимают пользу заботливости о здоровье рабочих, чем даже я изложил ее. Но я счел бы свой труд не напрасным, если бы мне удалось в моих слушателях, будущих промышленных деятелях, получающих здесь свое образование, возбудить желание изучить этот предмет и зародить в их сердцах искру любви к нему. Я надеюсь, что молодые люди, готовящиеся ко вступлению в практическую промышленную жизнь, не только не упустят из виду санитарной части тех производств, изучением и ведением которых они будут заниматься, но и деятельно помогут развитию ее. Уже одна любовь к человечеству, в которой по учению нашего верховного Учителя заключается весь социальный закон, должна служить для них побудительной причиной и путеводной звездой. Но здесь, в вопросе об улучшении условий жизни рабочих, гуманность идет об руку с видимой общей практической пользой. Мы верим, что молодые деятели, вооруженные современными научными познаниями, оправдают возлагаемые на них надежды, будут стремиться к разрешению задачи и, наконец, решат, каким образом при помощи простых и общедоступных средств можно достигнуть наиболее благотворных результатов в устройстве санитарной обстановки рабочего человека».


В 1869 году Федор Дмитриев был приглашен в Московское Императорское техническое училище (впоследствии МВТУ) для чтения лекций по технологии бумагопрядения. Теоретические занятия он сочетал с проведением практики студентов на Раменской фабрике, требуя от них не только знания производства, но и условий труда и быта рабочих. Он не просто следил за техническими достижениями, а внедрял их и на фабрике, и при обучении будущих российских инженеров-технологов. Многие фабриканты обращались к Дмитриеву с просьбой подготовить для них директоров производства.

«Образцовая школа, больница, лавка с дешевыми харчами и товарами, образцовые жилища для рабочих, за которые фабрика была награждена исключительной наградой на Брюссельской международной гигиенической выставке 1876 г. – вот те наглядные свидетели гуманности не на устах только, но и на деле; но этого мало – существуют те же учреждения и на других фабриках и заводах. Важно то, чтобы над всем этим царило человеческое отношение к личности всякого работника, любовь к людям, не отвлеченная, не к массе, но к людям как самостоятельным индивидуумам. Действительно было чему поучиться технику на фабрике Малютиных под руководством Федора Михайловича!», – такими словами в некрологе современники оценили жизненный путь Ф.М. Дмитриева, пройденный им на раменской земле.

Один из друзей Дмитриева сказал: «Да сохранится добрая память об этой светлой личности, и да послужит он примером того, что может сделать человек, если он всю свою волю, свой ум и чувство направит на благо народа».

 

Подготовила Елена Емельянова
(по материалам М.Г. Аверьянова
«Первый русский директор фабрики»)