kos700

Путь в космонавты «и тяжел, и долог», но мечта о звездах того стоит

Без рубрики Автор

Нынешняя осень дважды ознаменовалась приятными и значительными для нашего Университета космическими, в прямом смысле этого слова, событиями: 28 сентября была успешно выведена группировка из двух спутников «Ярило», созданных руками членов команды Молодежного космического центра (МКЦ), а 13 октября на Международную космическую станцию отправился космонавт-бауманец Сергей Кудь-Сверчков – выпускник кафедры Э-1.

Новому космонавту-бауманцу 37 лет и, кажется, весь ход жизни логично вел его к полету на МКС. Родился Сергей Кудь-Сверчков в городе Ленинск (то есть, практически на космодроме Байконур), где его отец работал заместителем генерального директора АО «Трест Спецмашмонтаж №1» и занимался строительством стартовых комплексов. Как ни странно, но его сын стал первым уроженцем Байконура, полетевшим в космос
Окончив школу в «космическом» городе Королёв, Сергей в 2000 году поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана, выбрав (что не удивительно) кафедру Э-1 «Ракетные двигатели» и, получив в 2006-м красный диплом, начал работать в РКК «Энергия».

Непосредственно путь в космос начался для Сергея Владимировича в конце 2008 года – он был признан «годным по состоянию здоровья для зачисления в качестве кандидата в космонавты в отряд РКК «Энергия» во время будущего отбора».

Отбор состоялся в конце апреля 2010 года. Уже через месяц молодой человек был назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда РКК «Энергия», а осенью приступил к полуторагодичной общекосмической подготовке в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина.

Подготовка была разнообразной, интересной и совсем не простой: тренировка на выживание в лесу в составе условного экипажа, знакомство с самолетом Л-39, полеты в дневную и ночную смену, освоение фигур сложного и высшего пилотажа.

Незаметно пролетел целый год, и в ноябре 2011-го Кудь-Сверчков приступил к тренировкам в условиях невесомости, воспроизводимой на борту самолета-лаборатории (СЛ) Ил-76 МДК, но до этого изучил руководящие документы, ознакомился с конструкцией и характеристиками СЛ Ил-76 МДК, с методикой выполнения им полетов и многим другим. Программа предусматривала 10 полетов с имитацией невесомости.

Весной начались тренировки по внекорабельной (то есть в открытом космосе) деятельности в гидролаборатории ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

Итог общекосмической подготовки был подведен на Государственном экзамене. Успешно его сдав, Кудь-Сверчков получил квалификацию «космонавт-испытатель».

63f3fb90196e90abfaf0f2a4b9d03809a992ad0b

Что же дальше? А дальше вновь тренировки и обучение, приобретение новых знаний и необходимых практических навыков. На космодроме Байконур Сергей Владимирович в составе условного экипажа принимал участие в практической отработке действий после приземления в условиях пустынной местности. На базе 179-го учебного Центра МЧС в Ногинске участвовал в тренировках по подъему на борт вертолета, находящегося в режиме висения. Принимал он участие и в летных тренировках (на борту самолета-лаборатории Ту-134-ЛК) по проведению визуально-инструментальных наблюдений природных и антропогенных объектов озера Байкал и прилегающих к нему территорий. В составе условного экипажа отрабатывал действия в случае нештатной посадки в гористой местности.

Прошел и специальную парашютную подготовку космонавта: наземную подготовку и сорок прыжков с парашютом для отработки совмещенной операторской деятельности. Вновь занимался проведением визуально-инструментальных наблюдений Земли. На этот раз полеты проходили в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Сахалине и Камчатке.

И вот свершилось. 24 августа 2019 года на сайте Центра подготовки космонавтов появилась информация о назначении Кудь-Сверчкова в дублирующий экипаж экспедиции МКС-65/66 и в основной экипаж экспедиции МКС-67/68.


По традиции за командиром корабля сохраняется позывной в течение всей его карьеры. Члены экипажа получают такие же позывные, как у командира. На «Союзе МС-17» в космос отправились три «Фавора».


В октябре 2019 года он прошел полный цикл «водного выживания» («сухая», «длинная» и «короткая» тренировки) на Черном море.

Через месяц на космодроме Байконур (в составе условного экипажа) прошел двухсуточную тренировку по действиям экипажа в случае нештатной посадки в степи зимой. А в феврале 2020-го в составе условного экипажа принял участие в тренировках по действиям после посадки в лесисто-болотистой местности зимой.
В мае 2020 года Сергей Кудь-Сверчков и Сергей Рыжиков в качестве основного экипажа корабля «Союз МС-17» были направлены для прохождения очередного этапа подготовки в Космический центр имени Джонсона в Хьюстоне. В этом же месяце его утвердили в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз МС-17».


Сергей Кудь-Сверчков стал первым покорителем космоса из СССР и России с двойной фамилией.


w

8 сентября 2020 года по результатам заседания Главной медицинской комиссии (ГМК) ЦПК им. Ю.А. Гагарина Сергей Кудь-Сверчков был признан годным к космическому полету в качестве бортинженера основного экипажа ТПК «Союз МС-17».


Изначально экипаж «Союза МС-17» должен был выглядеть иначе. Предполагалось, что к этому моменту американцы будут летать на своих кораблях, а потому впервые за многие годы все три члена экипажа будут россиянами.


В конце этого же месяца он сдал экзаменационную комплексную тренировку (ЭКТ) на российском сегменте Международной космической станции и ЭКТ на тренажере ТПК «Союз». 29 сентября 2020 года на 17-й площадке космодрома Байконур он получил удостоверение космонавта международного образца Международной авиационной федерации (ФАИ) № 148.

13 октября 2020 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур экипаж Сергея Рыжикова, Сергея Кудь-Сверчкова и Кэтлин Рубинс был утвержден в качестве основного экипажа ТПК «Союз МС-17».

14 октября 2020 года международный экипаж стартовал к МКС и всего через три часа пристыковался к ней.
Первый полет еще одного космонавта-бауманца начался!

Сергей Кудь-Сверчков: «Красивая ведь, правда?»
«Красивая ведь, правда? Вчера на рассвете нашу ракету-носитель (РН) «Союз 2.1а» с кораблем вывезли и установили на стартовый стол. По еще одной традиции на вывоз едут только дублеры: основной экипаж до старта ракету не видит. Грациозный носитель массой почти в 312 тонн (из которых 280 – топливо) и высотой в 46 м. Недавно услышал мнение, что «семерка» уже устарела, и ей пора уступить место новым разработкам. Когда-то так и будет. Но пока рано. Именно благодаря этому носителю стал возможным двухвитковый полет к МКС. Система управления РН сама рассчитывает траекторию, чтобы вывести ТПК в заданную точку пространства с заданным вектором скорости. Выведение настолько точное, что в идеале корабль может сразу же начинать сближение со станцией и не тратить время на первоначальный контроль и коррекцию орбиты! Про надежность техники, которой доверяют свои жизни поколения космонавтов, можно и не говорить. Я горжусь и благодарю тех, кто создает такую технику».

Кудь-Сверчков – первый в истории уроженец Байконура, полетевший в космос. Он родился в Ленинске, являющемся «столицей» космодрома Байконур. Многие мальчишки и девчонки, чьи родители работали на космодроме, мечтали тоже однажды стартовать с него, но Сергей Кудь-Сверчков стал первым, у кого это получилось. Еще один бауманец – Герой России, летчик-космонавт Олег Артемьев – хоть и провел на Байконуре детские и юношеские годы, все-таки является уроженцем Риги.

Подготовила Елена Емельянова