755886639442942

Памяти Евгения Микрина

Без рубрики Автор

5 мая на 65-м году жизни скончался Евгений Анатольевич Микрин, генеральный конструктор – первый заместитель генерального директора ракетно-космической корпорации «Энергия», академик РАН, профессор, доктор технических наук, советский и российский ученый в области механики и процессов управления.

В середине апреля стало известно, что Микрин заразился коронавирусом после поездки на Байконур, еще 9 апреля он присутствовал на пилотируемом запуске. «На протяжении нескольких недель лучшие врачи боролись за его жизнь, были использованы все возможные средства и методики, но, к сожалению, болезнь оказалась сильнее. В эти тяжелые минуты я выражаю свои искренние соболезнования семье Евгения Анатольевича», – заявил гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Кончина Евгения Анатольевича – большая утрата не только для всей ракетно-космической отрасли России, но и для МГТУ им. Н.Э. Баумана. С 2013 года он возглавлял кафедру ИУ-1, входил в диссертационный совет МГТУ и МАИ. Также Евгений Анатольевич был постоянным участником ежегодных Королёвских чтений – входил в оргкомитет мероприятия, выступал с докладами о новых программах в области космической деятельности. В должности генконструктора пилотируемых программ России, на которую Микрин был утвержден указом президента, он руководил всеми перспективными тематиками в области пилотируемой космонавтики. По словам Александра Сергеева, президента РАН: «Мы потеряли ключевого ученого, отвечавшего за связь фундаментальной науки с практическим космосом». Смерть Евгения Анатольевича – невосполнимая потеря для всех его друзей, товарищей и коллег, с которыми он работал плечом к плечу.

plenarnoe-e1489046328773

Руководитель Молодежного космического центра Виктория Майорова тоже сказала несколько слов:

— С Евгением Анатольевичем Микриным нас связывала общая работа – всем известные «Королёвские чтения», где он был председателем оргкомитета, а я – ученым секретарем. Работать с ним было удивительно комфортно. Причин тому было несколько. Прежде всего, он всегда был очень конкретен и исключительно корректен. Когда ставил задачу, то это было не расплывчатое «пойди туда, не знаю куда», а ясно обозначенная цель. Евгений Анатольевич, если что-то было непонятно, совершенно спокойно и без всякого «академического» снобизма готов был терпеливо объяснить и растолковать, доброжелательно ответить на любые вопросы, включая те, которые ему как академику могли показаться «детскими». Самое сложное объяснял просто и доступно, а это мало кому дано.

Микрин – академик, но не отвлеченный теоретик. Свои проекты он не оставлял на бумаге, а доводил до конкретного воплощения. В нашем Университете он руководил кафедрой ИУ-1 – «Системы автоматического управления. Не как «свадебный генерал». Это была его главная специализация. Достаточно сказать, что именно под его руководством была создана САУ, позволившая «на автомате» (то есть в беспилотном режиме) посадить многоразовый космический корабль «Буран» с отклонением от заданной точки всего на три метра. Это была мировая сенсация.

Его прямая заслуга и в том, что наши космические корабли теперь летят до МКС не двое суток, а шесть часов – настоящий технологический прорыв.

Несмотря на гигантскую занятость (он был одним из четырех заместителей генерального директора РКК «Энергия», членом президиума РАН и членом многих других академий, входил в редколлегии различных журналов) Евгений Анатольевич никогда не забывал поздравить своих коллег, включая меня, и с общими праздниками, и с днем рождения. При этом присылал не дежурную картинку из Интернета по общей рассылке, а персональную открытку со словами именно для этого адресата, с пожеланиями, учитывающими интересы и увлечения именно этого человека. Получать его поздравления всегда было очень приятно. И сейчас, когда я вспоминаю об этом, на душе сразу становится тепло.

Евгений Анатольевич всегда был человеком бодрым, крепким, находился в хорошей физической форме. Его жизнь оборвалась трагически – коронавирус оказался сильнее и его, и лучших врачей. Но она прошла не зря. И мы, конечно, продолжим его дело. Это будет лучшей памятью об академике Микрине.