img_6817-19

Отвечает ректор

Без рубрики Автор

Недавно в Малом зале Дворца культуры состоялась очередная встреча ректора Университета Анатолия Александрова со студентами в формате «вопрос – ответ».

Открывая ее, ректор напомнил, что МГТУ, который входит в ТОР-300 рейтинга лучших вузов мира QS, – это Национальный исследовательский университет техники и технологий, включающий в себя 10 основных и пять отраслевых факультетов, 12 НИИ и 22 инжиниринговых центра. В Университете проводятся многочисленные научные исследования, связанные как с оборонно-промышленным комплексом, так и с разработками гражданского назначения. По прямому поручению Президента Российской Федерации Университет успешно развивает технологии для освоения Арктического региона.

img_6817-13

Общежития: места, ремонт, коронавирус
«Общежития – беда всех вузов России, их везде не хватает. Сейчас у нас 5500 мест, а чтобы мы могли принять всех иностранцев и ребят из регионов, это число должно увеличиться хотя бы на треть. Мы обсуждали этот вопрос с премьер-министром Михаилом Мишустиным, и правительство обещало помочь с решением проблемы. В следующем году будут сданы в эксплуатацию четыре новых здания, что значительно облегчит ситуацию. Помимо строительства новых общежитий, мы поэтапно занимается ремонтом старых. Университет ремонтирует места общего пользования, а вот комнаты, ребята, вам нужно ремонтировать самим. Я тоже жил в общежитии и сам клеил обои. Думаю, что самый лучший ремонт – тот, который ты сделал сам. Есть у нас и стройотряд «Феникс», который занимается ремонтом общежитий. Если вы неравнодушны к этой проблеме, то присоединяйтесь к нему».

Студенты из общежития № 2 пожаловались на слабую проводку, что не позволяет использовать стиральные машины. Ректор отреагировал оперативно и дал поручение сделать общую прачечную.

Вопрос о коронавирусе возник в связи с карантинной зоной в общежитии № 11.

– Мы осознаем масштабы распространения болезни, – сказал Анатолий Александрович, – поэтому принимаем необходимые меры безопасности. Все студенты из Китая прошли 14-дневный карантин, как и рекомендовал штаб по борьбе с эпидемией. Несколько раз в день врачи осматривали этих студентов, брали анализы – вирус не подтвердился. Я считаю, что нет повода поддаваться панике и сторониться друг друга. (Прим. ред.: Встреча проходила до введения режима всеобщего карантина).Если есть личные опасения, то надевайте маску, пейте витамины, соблюдайте гигиену.

Кроме того, в соответствии с планом борьбы с угрозой коронавирусной инфекции, с 23 марта учебный процесс проводится в форме дистанционного обучения. Всем студентам необходимо посетить свои личные кабинеты. Пройдя по гиперссылкам, вы получите адреса хранилищ учебных материалов и вебинаров по каждой дисциплине. По корпоративной электронной почте ваши преподаватели своевременно оповестят вас об организации учебного процесса в форме дистанционного взаимодействия. Лекции, семинары и контрольные мероприятия в виде вебинаров будут проводиться в дни и часы по расписанию. Понедельник 23 марта – числитель.

Роботоцентр и Калужский кампус
«Робототехника для нас не в новинку. МГТУ – один из первых вузов в стране, где она появилась и начала развиваться. Сегодняшняя робототехника – это не просто шагающие андроиды и другие развлекательные устройства. Это интеллектуальные системы. У нас в Университете неплохо развита подводная робототехника боевого и гражданского назначения, а то пространство, которое мы создаем сейчас, поможет сформировать новое поле деятельности. Будущий роботоцентр – это научно-образовательный кластер для студентов, школьников и инженеров-разработчиков. Он будет находиться в отдельном корпусе, внутри которого расположатся испытательные лаборатории, места для работы над проектами, студенческие аудитории. Одновременно в нем смогут работать до 400 человек. В первую очередь новый комплекс будут посещать студенты, специальность которых связана с роботами, но свои силы в проектировании подобных систем смогут опробовать молодые люди с любых факультетов. Если кто-то захочет поменять специальность, то мы им в этом поможем. Конечно, в техническом вузе это сделать не так просто – если ты три года занимался технологиями, а потом захотел изучать оптику, будет трудно. Но с другой стороны, опыт наших инженерных центров показывает, что если человек хочет добыть недостающие знания, то он это сделает. В той же «Фотонике» всего 10 % специалистов окончили кафедры, связанные с этим направлением, у остальных – другая специальность. Роботоцентр даст возможность переквалифицироваться. Любой студент нашего Университета может прийти сюда и участвовать в создании уникальной техники будущего. Строительство корпуса закончится ближе к Новому году, сейчас идет активное формирование лабораторий по направлениям и набор специалистов для исследований».

На вопрос о строительстве кампуса в Калуге Анатолий Александрович ответил, что решение о его возведении было принято правительством России для повышения уровня регионального образования. В Калужской области хорошо развита оборонная промышленность, а новый университетский комплекс поможет подготовить квалифицированные кадры для этих предприятий. Кампус станет ядром будущей зоны инновационного развития региона. Через два года новый филиал уже будет принимать студентов. А прямо сейчас забивается свайное поле – все здания строят одновременно.

img_6817-8
Цифровизация образования
«На наш учебный процесс все больше влияет цифра. Но мы не собираемся отказываться от живого взаимодействия «преподаватель – студент» и заменять обычные лекции онлайн-версиями. Конечно, будут появляться онлайн-курсы, вспомогательные электронные материалы. Например, на кафедре ФН-11 студенты уже учатся по-новому: лекции им читают с помощью понятных моделей на экране, которые можно подробно рассмотреть. Если что-то недопонял, то в компьютерном классе, где установлен этот программный модуль, лекционный материал доступен для повторного просмотра. Там же можно потренироваться в сдаче контрольных работ, причем преподаватель видит сделанные ошибки и на семинарах разбирает пробелы в знаниях. Подобная форма обучения будет внедряться все больше и больше именно для того, чтобы освободить время преподавателей на прямой контакт со студентами. Поймите, какие бы модели вам ни показывали, общение и обсуждение – самое ценное в учебе. Со временем поменяется и формат занятий, потому что восприятие информации должно быть активным, а не пассивным. Для этого лабораторные работы и семинары полезнее проводить в игровой и командной форме, чтобы вы в совместном творчестве искали решения, достигали целей. Тогда будет стимул добывать знания. Наш русский метод – теория через практику – еще в 19 веке зарекомендовал себя самым эффективным видом обучения во всем мире. Конечно, он будет видоизменяться. Например, летняя практика – это не просто посмотреть на станки на заводе, а участвовать в реальном деле, когда есть ошибки, творчество, команда, цель».

Бабушки на проходных
«Недавно вышла директива, предписывающая всем государственным учреждениям пользоваться услугами лицензированных организаций, рекомендуемых Росгвардией. По бабушкам мы тоже скучаем, но закон – это закон. Сначала с новой компанией не все было гладко, но теперь лучше. В случае опасности и террористической угрозы нынешние охранники имеют право применять оружие. Такое нововведение –необходимая мера».

Микроволновки в столовых
«Эти приборы нельзя ставить в коридорах, поэтому погреть еду в Университете не получится. У нас достаточно столовых, буфетов и кафетериев на любой вкус и кошелек».

img_6817-4

Обновление закона об образовании
«Последний закон об образовании достаточно корректен, но кое-что там будет меняться. Например, положение об аспирантуре. Сейчас аспирантура считается третьим уровнем образования, но уже решено перевести ее в ту форму, в которой она существовала раньше – исследовательская работа в вузе, заканчивающаяся защитой кандидатской диссертации. Хорошо это или плохо – большой вопрос. Сейчас в стране защищается только 12 % аспирантов – это очень низкий показатель. Многие думают, что так происходит из-за того, что люди отвлекаются на обучение и не занимаются наукой».

Почему не все выпускники работают по специальности?
«Тех, кто так работает, не очень много. Около 80 % выпускников Университета трудятся по специальности или близко к ней. Это, во-первых. Во-вторых, не так просто определиться в жизни и найти то, что тебе действительно нравится, да еще и соответствует полученной специальности. Специалисты, которых готовит наш Университет, могут работать в любом месте и будут приносить пользу. Важно, что подавляющее большинство наших выпускников успешны. Даже если они не работают по специальности – это не трагедия ни для них, ни для государства. Главное, чтобы люди работали, были полезны, получали удовольствие от работы и могли обеспечивать свою семью. В-третьих, часто выпускники не идут работать по специальности из-за низкой оплаты труда. Нужно научиться создавать условия для молодых специалистов. В Университете научились, поэтому наши инженерные центры наполнены молодежью, хотя еще 10 лет назад в лабораториях было трудно найти даже одного молодого человека. Будут условия – будут работники в отраслях, которые важны государству. Если рабочая обстановка благоприятна то и человек развивается, и наука движется вперед.

Подготовила Анастасия Троянова