img_20191013_113836_766

Чашечку кофе, сэр?

Без рубрики Автор

Довести проект до реализации и монетизировать идею, которая еще совсем недавно казалась далекой и авантюрной, – высший пилотаж. Студент-второкурсник Альберт Тажигулов вместе со своим товарищем Глебом Зурнаджи открыли первую в России робокофейню. Альберт – инженер протезной компании MyoLIMB и «Студент года – 2018» в номинации «Инженерное дело». Глебу пришла идея создать робота-баристу, и Альберт, недолго думая, согласился помочь другу воплотить эту задумку в «железе».

Идея
– Я слышал о том, как подобные системы развиваются на Западе, – рассказывает Альберт. – Например, в Америке уже есть Café X, где кофе наливает робот-манипулятор. Глебу понравилось это произведение механического искусства, и он решил сделать подобное у нас. В этом сегменте российский рынок свободен от конкуренции. Мы – первый в России самостоятельно разработанный с нуля бизнес-проект, который пытается внедрить роботехнологии в повседневную жизнь человека и заработать на этом. Поскольку тема автоматизации рутинных процессов становится популярнее с каждым днем, нам было важно стать первыми – это дает хороший импульс и для продаж, и для дальнейшего развития дела.

Я согласился создать робот-манипулятор для кофейни еще и потому, что этот проект рассчитан на более широкую аудиторию, нежели протезирование, которому я посвятил всю сознательную жизнь. Конечно, без Глеба я вряд ли бы взялся за реализацию. У него была идея, возможность профинансировать первые шаги и некоторые специальные знания в области ведения бизнеса, а у меня – практические навыки для воплощения задумки. У нас получился отличный альянс.

img_20191013_113831_551
Реализация
– Начали мы с поиска манипулятора. Заказали китайский – это заметно дешевле, чем западные аналоги по два миллиона за штуку. Полгода будущий бариста стоял у меня в общежитии – я учился им управлять: писал программы и экспериментально проверял, на что он способен. Оказалось – на многое. Я даже рискнул поиграть с ним в «ножички»: разогнал его до максимальной скорости, положил свою руку на стол, а роботу дал нож. Было страшновато, но все обошлось, пальцы остались на месте.

При выборе манипулятора мы учитывали два основных критерия: цена и сложность комплектующих. Я понимал – если что-то сломается, это нужно починить быстро и с минимальными затратами. Мы выбрали простое устройство, чтобы в случае необходимости я мог изготовить детали на 3D-принтере. Код для управления манипулятором я написал сам, а задачу программирования для онлайн-кассы и будущее приложение для смартфона попросил сделать моего товарища.

Первое, что делает наш робот – проверяет, есть ли связь с онлайн-кассой. Если ее нет, манипулятор не запускается (нам не нужны проблемы с банком и налоговой). Если все в порядке – начинается работа. Внутри стойки спрятан портативный компьютер, в котором прописан алгоритм действий. Покупатель управляет роботом с помощью планшета, который мы планируем встроить в стойку, а пока он находится в руках у меня или нашего сотрудника. Уже через минуту кофе готов. Человек тратит на приготовление больше времени – от трех минут.

Когда мы думали, где установить первого «железного» баристу, то единогласно выбрали дизайн-завод «Флакон» на Дмитровской. Во-первых, там хорошо воспринимают новые технологии, а во-вторых, в самом пространстве «завода» планируется смена концепции дизайна: они будут переходить с граффити и уличного искусства на роботов и кибернетику.

img_20191013_113841_406

Трудности
– Я почти полностью пересобрал манипулятор и заменил некоторые детали, напечатав их на 3D-принтере. В первоначальном варианте было много недоработок. Например, в одном из узлов производитель забыл поставить подшипник, а в руководстве по эксплуатации указал неверную максимальную нагрузку: все последствия я исправлял сам. Была еще задачка: сымитировать прикосновение пальцем до сенсорного экрана кофемашины, чтобы запустить процесс приготовления кофе. Для этого я придумал прикрепить на манипулятор кликер, передающий пять вольт и создающий разность потенциалов.

О кофе

– Мы поставили немецкую полуавтоматическую машину, у которой есть режим чистки при включении и после окончания работы. Постоянное очищение аппарата нужно для того, чтобы вкус напитка не портился со временем. Достаточно капризно и зерно. Мало кофеен, которые поддерживают условия хранения кофе. Открытая пачка может «жить» максимум месяц, потом вкус портится. Мы используем смесь 50 % арабики и 50 % робусты, что считается идеальным вкусовым сочетанием. Глеб долго подбирал хорошее зерно и специальное молоко для латте и капучино и в итоге не прогадал – кофе действительно получается вкусным.

Планы на будущее
– В планах – запуск приложения, в котором люди смогут заранее заказывать напиток, например, выходя из метро. Для этого нам нужно будет поставить подогреваемую платформу, чтобы кофе не остыл, пока покупатель подойдет за ним. Обязательно добавим продажу бутилированной воды и легких закусок, вроде печенья и сэндвичей. Об открытии других точек будем думать тогда, когда отладим все системы и станем выходить хотя бы в небольшой плюс.

img_20191013_113835_515

Первые покупатели
– Меня сильно волновал вопрос цены. У нас не самый дешевый кофе в Москве. Боялся, что никто не будет брать. Но оказалось, что из 100 клиентов только трое были недовольны ценой. Качество нашего кофе не уступает элитным кофейням, поэтому после того как люди пробуют напиток, да еще и с такой подачей, то вопрос: «почему не 100 рублей?», отпадает. Наш кофе нравится.


Цена стаканчика 300 мл: эспрессо – 210 р, двойной эспрессо – 260 р, американо – 260 р, капучино и латте макиато – 290 р.


Café Z
– Такое название мы выбрали не случайно: во-первых, оно отражает «поколение Z», которому нравятся новые технические решения, во-вторых, буква Z напоминает наш манипулятор, и в дизайне мы постарались это отразить, в-третьих, на эту букву начинается фамилия Глеба – Зурнаджи.
Мы продолжили западную идею робокофейни Café X, адаптировали ее под российского потребителя и сделали свой Café Z. В плане развития технологий “оглядываться” на Запад нормально. Мы смотрим, как люди воспринимают новинки «там», и постепенно переносим их в наши реалии. Мы постарались немного заглянуть в будущее: сделали не то, что нужно сегодняшнему рынку, а то, что будет необходимо через год, два или пять лет.


Если у тебя есть свободное время на неделе, ты хочешь подружиться с роботом и получать хорошую зарплату, то напиши Альберту VK. Тебе подберут удобный график и дадут возможность проявить себя в крутой робокоманде.


Заменят ли роботы людей
Споров на эту тему много. С роботизацией всего и вся торопиться не надо. Вот поставили мы робота. Но не убрали человека. Да, у нас нет бариста, мы устранили человеческий фактор в приготовлении кофе, но остались люди на продажах и для обслуживания аппарата. Проблема роботизации не в том, что машина заменит человека. Наоборот, с внедрением роботов в нашу повседневность создаются новые рабочие места, где нужны люди с особыми навыками. И это хорошо – есть стимул к приобретению новых знаний. Роботы – это не плохо, человек останется востребованным, правда, ему придется учиться с этими машинами жить.

 

Дегустировала кофе и беседовала Анастасия Троянова