_dsc0770

Бауманская Арктика

Без рубрики Автор

Оставаться и впредь ведущим техническим университетом России – это значит блестяще решать самые амбициозные задачи, стоящие перед страной.

Выступая перед коллективом Университета, ректор Анатолий Александров, в частности, сказал: «У нас есть прямое поручение президента России по научно-технологическому обеспечению программ освоения Арктического региона. Уже осуществляется опытная эксплуатация разработанных нами образцов изделий на базе Северного флота. Бауманка в Арктике – всерьез и надолго».
О том, какую арктическую технику и какие арктические технологии создают в нашем вузе, газете рассказал проректор по экономике и инновациям Евгений Старожук.

– Евгений Андреевич, покорение Арктики, по своей сложности, вполне сопоставимо с покорением космоса. Решение задач подобного масштаба, видимо, потребует не просто привлечения отдельных ученых, занимающихся конкретными направлениями научного поиска, но создания междисциплинарных коллективов, способных к нетрадиционным подходам, к работе на стыке разных областей знаний. Потребуется полная переквалификация одних и повышение квалификации других сотрудников, а также создание новых инновационных рабочих мест. Как это будет происходить?

– Спонтанность в таком деле недопустима. Поэтому в МГТУ им. Н.Э. Баумана недавно было подписано соглашение о создании научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». Реализацией целей и задач, сформулированных в этом соглашении, будут заниматься Правительство Архангельской области, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ) и, конечно, мы. В планах – разработка новых материалов и технологий для надводных и подводных судов, лесной и рыбной промышленности Арктического региона, а также создание интеллектуальных систем электрического обогрева, автоматизированных блочных тепловых пунктов, технологий повышения прочности ледяных дорог и площадок.

– Ректор Анатолий Александров, выступая на подписании этого соглашения, отметил:
«Арктический регион еще мало исследован, но экономически интересен. Помимо того, что через Арктику проходит Северный морской путь, здесь сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых. Регион имеет важное военно-стратегическое значение. В последнее время наша страна уделяет особое внимание этому региону: строит новые суда, ледоколы, военные и научные базы. Освоение Арктики – одно из приоритетных направлений развития России, в нем активное участие примет и наш вуз, и наши партнеры, с которыми мы подписали соглашение». Как распределятся роли между участниками?

– Освоение Арктики требует комплексного подхода. Он невозможен без участия местных органов власти, без кооперации с промышленностью, без привлечения научных (в том числе и вузовских) центров. Только такой симбиоз может позволить найти реальные научно-технические решения, понять принципы создания работоспособной, в условиях Арктики, техники, разработать соответствующие технологии и материалы.
Несколько научных коллективов Университета уже не первый год работают в рамках межведомственной комплексной целевой программы (МКЦП) «Арктические технологии». Мы – базовая научная организация по выполнению задач МКЦП.
В Университете создана и своя дирекция по Арктическим программам, которые носят и гражданский, и оборонный характер – ведь перед нами стоит задача не только создания «железа», но и условий для комфортной работы, а, главное, и жизни людей в условиях Крайнего Севера. Современная инфраструктура не только привлечет вахтовиков, она поможет развитию здешней промышленности, освоению природных богатств, оживлению всего региона и прилегающих территорий.

– Что уже делается, а, возможно, уже и сделано?

– Ни развитие, ни управление невозможны без современных, оперативных средств связи. Когда кого-то долго дождаться не могут, то говорят, что он «на оленях едет». Олени и сегодня важны для Севера, но никак не годятся в качестве курьеров. Поэтому одна из первоочередных задач – прокладка коммуникационных кабелей.

Опережающее создание телекоммуникационной и наблюдательной инфраструктуры поможет нивелировать отсутствие транспортной доступности, предотвратит социальную разобщенность территорий, позволит замкнуть кольцо мировой телекоммуникационной связи, что удешевит евроазиатский трафик и повысит надежность услуг передачи информации.

Условия мелководья северных морей с глубоким их промерзанием, наличие стационарного льда и дрейфующих ледяных образований нуждаются в принципиально новых технологиях. Разрабатываемый в Университете телеуправляемый подводный робототехнический комплекс для прокладки коммуникационных кабелей предназначен для укладки подводных линий связи в траншеи. Траншеекопатель «Шельф» способен перемещаться по командам оператора. Комплекс полностью создан на базе отечественной промышленности и аналогов в России не имеет, да и в мире подобную технику делают лишь три фирмы. Макет комплекса сделан. Мы не раз демонстрировали его на различных выставках. Действующий образец и вся сопутствующая оснастка появятся в 2021 году.

– Это связь информационная. Кто проинформирован – тот вооружен. Но вот само «вооружение» по проводам-то не передашь…

– Мы это прекрасно понимаем. Поэтому в Университете разработана инновационная технология упрочнения снежной или ледяной поверхности арктических аэродромов. Безусловно, заслуживает внимания и проект мобильных аэродромов. Его можно создать «с нуля» где угодно – ведь средства РЛС, батареи электропитания, системы управления и другое оборудование доставляют туда в полном комплекте в контейнерах. Возможно, что эта «находка» пригодится не только на Севере. По нашим данным, в стране существует около ста тысяч населенных пунктов, куда можно только долететь. Значит, необходима малая авиация, а ей – аэродромы. Мы готовы к сотрудничеству.

– Аэродромы созданы. Самолеты долетели. Грузы доставлены и… складированы. Как их транспортировать? Вновь вспомним об оленях?

– Уже нет! «Мы поедем, мы помчимся», используя не оленьи, а лошадиные силы – запряжем наш «КамАЗ-Арктика», о котором много раз писал «Бауманец», и который (когда он подолгу стоял перед Слободским дворцом) каждый мог и рассмотреть, и пощупать.

– Итак, самолеты летают, машины ездят, люди живут и работают. Но условия остаются экстремальными. Долго ли вся эта инфраструктура продержится? Ведь во времена СССР она была, да вот остались от нее только «рожки да ножки».

– Вопрос в точку. Арктика и впрямь «территория коррозии». Например, защитное покрытие металлических свай военной базы «Арктический трилистник», построенной на 80-м градусе северной широты, выдерживает не больше года. Для защиты металла наши ученые решили использовать термогазодинамическое напыление. Принцип работы установки таков: из сопла идет горячая реактивная струя. Для напыления цинковый порошок попадает в разгонную трубу за счет эжекции, создаваемой этой же струей. Там он нагревается, и частицы становятся мягкими. Затем они с высокой скоростью ударяются о поверхность, что позволяет нанести металлический порошок цинка с высокой адгезией. Установку Термоабразивной Очистки и Нанесения так и назвали – УТОН. Цинковый слой начинается от 30 микрон. А есть возможность нанести и 200, такое покрытие позволяет защитить металлоконструкцию на 50 лет! Эта установка уже испытана в полевых условиях.

– Удивительно, как все нанизывается одно на другое. Выстраивается стройная цепочка. Все продумано и логично.

– Я рассказал, конечно, не обо всем. Кое-что оставил до следующего раза. Но и этого уже достаточно, чтобы стало понятно – российская Арктика должна быть единым научно-технологическим пространством.

Беседовала Елена Емельянова