bweh2x8bink

Победила «Ферма для кузнечиков»

Без рубрики Автор

Кафедра «Промышленный дизайн» в 19 раз моложе Университета. Возраст – младенческий, а успехи вполне взрослые и завидные. Например, на недавно состоявшихся 4-м Международном форуме инноваций в промышленном дизайне PUSHKA и Молодежном фестивале дизайна «ОТЛИЧНО!» десять представителей МТ-9 (семеро студентов и трое преподавателей) были отмечены высокими наградами.

Яндекс вполне предсказуемо переводит слово PUSHKA с английского, французского, итальянского, словенского и других языков на русский как «ПУШКА». Понимание этого слова повсеместно вполне однозначное – это устройство для стрельбы. Но в нашем случае, наверное, лучше подойдет «для выстрела». Ведь дизайнерское решение должно именно «выстрелить». При этом желательно, чтобы выстрел был не «в молоко», но «в яблочко». Иначе ни внедрения, ни продаж, а значит – ни славы, ни денег.

В этот раз в форуме PUSHKA участие приняли более 1500 человек из 12 лучших вузов России, Белоруссии, Италии, Турции, Финляндии. Пройдя все тернии, к звездам (то есть к финалу) пробились и 20 студентов кафедры «Промышленный дизайн» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Все они, конечно, молодцы – креативные и энергичные. Но их успех родился не на ровном месте. Руку к нему приложили и старшие преподаватели кафедры: Александра Алымова, Денис Ртищев, Дмитрий Сафин. Их, недавних выпускников кафедры МТ-9, мы и решили расспросить о ребятах.

– Что такое PUSHKA. Откуда у конкурса такое название? Как стать его участником?

– Это просто символ. Символ некоего толчка, – говорит Денис Ртищев. – Чтобы стать участником состязания, надо пройти отборочный тур на кафедре: мы даем студентам задания на разработку проектов в тех номинациях, которые фигурируют в «ПУШКЕ». Участвовать могут все желающие. Никаких ограничений нет. На этом этапе – полный разгул демократии. Затем она кончается – жестко отбираем лучшие проекты.

– В этот раз ваши студенты заняли одно первое и три третьих места – очевидный успех. Такое впервые?

– Мы участвуем в конкурсе уже третий раз. Три года назад – первое место тоже было наше. Победительница, Юлия Гусева, ездила в Италию по приглашению фирмы, которая планировала выпустить партию моек по ее дизайну. И в прошлом году тоже были в лидерах. Первое место в одной из номинаций заняла наша студентка Виктория Голева.

– Расскажите о проекте-победителе этого года.

– Его автор – студентка группы МТ9-52Б Ксения Котлярова, – говорит Александра Алымова. – Она стала лучшей в номинации «Прогрессия будущего». Ей вручили диплом за 1 место и сертификат на 30 тысяч рублей для реализации проекта от компании Man&Technologies Lab и SKOLKOVO.

Идея проекта – 3D-принтер для печати еды. Суть в том, чтобы печатать еду с определенным числом калорий, набором витаминов и микроэлементов для любого потребителя. Сидит ли он на диете, ребенок ли, спортсмен, а может, просто хочет похудеть и следит за своим питанием. Одним словом – сбалансированное и полезное питание для тех, кто хочет быть здоровым.

В офисе такой принтер позволит быстро и вкусно перекусить. Все, что требуется для этого – вставить картридж и получить полезную еду. В качестве исходного материала используют сублимированные продукты.

Воспользоваться принтером смогут и те, кто приносит еду из дома – для этого предусмотрена функция ее подогрева.

Проект имел хороший отклик. Представители фирмы, которая занимается промышленным дизайном, решили развивать его и пригласили Ксению на стажировку.


По итогам молодежного фестиваля дизайна «ОТЛИЧНО!», свидетельства о присвоении звания «Лучший выпускник-дизайнер» были вручены:

Дарье Самойловой – выпускнице кафедры «Промышленный дизайн» (МТ9-81Б);

Марии Овчинниковой – выпускнице кафедры «Промышленный дизайн» (МТ9-81Б).


– У многих слово «дизайн» ассоциируется исключительно с красотой. Это действительно самое главное в проекте?

– Нет. Во всяком случае, в наших конкурсах важнее крутая идея, которая не тривиальна. Например, в прошлом году победила «Ферма для кузнечиков» студентки Виктории Голевой – проект непрерывного источника белка. Неожиданно и оригинально.

– В чем были изюминки проектов, завоевавших третье место?

– Дарья Андрюшина – студентка группы МТ9-52Б – получила диплом за 3 место в номинации «Дизайн кухонного освещения».

В основе концепции ее проекта лежал… балет. Конкурсантка представила кухню как сцену, а процесс приготовления пищи как танец – балет. Она разместила светильники по всей кухне. Но горят они не одновременно – освещение включается в разных точках, следуя за движениями человека. Одновременно с этим может звучать балетная музыка: локализация освещения, плюс эстетическая составляющая. Причем это не просто красота, но и удобство. Общий свет не всегда подходит для работы, а точечный – создает желаемую атмосферу и позволяет локально осветить рабочую область. Для демонстрации концепции Дарья подготовила анимированную презентацию. Выглядело все очень убедительно.

В номинации «Прогрессия будущего» диплом за 3 место вручили и студентке группы МТ9-52Б Эллине Дементьевой. Девушка разработала встраиваемый ящик для хранения лекарств. Эта умная аптечка может отслеживать наличие лекарств, контролировать срок их годности, подсказывать правила их приема.

– Даниил Жаботинский – студент группы МТ9-71Б – получил диплом за 3 место в номинации «Машина будущего», – подключается к разговору Дмитрий Сафин. – Ему надо было вообразить то, каким станет транспорт через 30 лет: как будет выглядеть, как взаимодействовать с человеком. Даниил предположил, что люди откажутся от личного автомобиля. Его заменит некая модульная система: будет единая технологическая платформа, на которую, в зависимости от конкретной потребности, можно установить любой кузов – седан, универсал, грузовой и пр.

– Да, креатива вашим студентам не занимать. Но трудиться-то им предстоит «на земле». «Фантазеров» берут на работу? Им удается достойно конкурировать с другими дизайнерами?

– Кафедре всего 10 лет, статистика пока невелика. Однако, например, один из наших выпускников – дизайн-директор Тульского завода микрофонов ПАО «Октава». Есть и другие примеры работающих на больших предприятиях. Многие трудятся сами по себе и на себя. В целом, процент тех, кто остается в специальности, большой. Думаю, он выше, чем на технических кафедрах. Мы часто встречаемся с теми, кого раньше учили: ведь мы сами – тоже дизайнеры, ведем собственные проекты.

Мир дизайнеров невелик, а направлений в нем – множество. «Промышленный дизайн» – междисциплинарная область. Наши выпускники уходят в графический дизайн, ювелирный дизайн, в дизайн выставочного оборудования, дизайн интерфейсов и т. д. Кафедра дает хорошую базу, отработанный инструментарий для развития творческих и проектных навыков.

– Работодатели согласны с вашей оценкой?

– Мы в контакте с дизайнерскими компаниями, – говорит Дмитрий Сафин. – Они отмечают, что у наших ребят отличная техническая подготовка, а в их проектах много детальной проработки: из какого материала, по какой технологии… То есть это не та «красота», которую изготовить невозможно или надо потратить на это огромные деньги, а реальность. Фирмам нужны именно такие специалисты.

– А где вы сами почерпнули те знания, которые передаете студентам?

– Я училась на специалитете СМ-7 на инженера-робототехника, но хотела получить творческое образование и выбрала промышленный дизайн – кафедру МТ-9, – рассказывает Александра Алымова. – У меня инженерная база очень хорошо интегрировалась с творческой составляющей. И мы стараемся также преподавать своим студентам.

– У нас у всех первое образование – техническое, – поддерживает коллегу Дмитрий Сафин. – Меня пригласили в качестве технического специалиста участвовать в проектах. Как инженер-конструктор и выпускник СМ-9, я давал студентам техническую базу. Со временем погрузился в сферу промышленного дизайна, приобрел навыки дизайн-проектирования, стал дизайнером – окончил магистратуру кафедры «Промышленный дизайн».

– Я окончил МАМИ, работал конструктором на заводе, – вспоминает Денис Ртищев. – Но было ощущение, что творческий потенциал не реализован. Я включил компьютер и набрал «промышленный дизайн». Первое, что выскочило – сайт МГТУ. Дальше я не искал: пришел на собеседование и начал учиться.

– Дипломы конкурса «ПУШКА» вручены и преподавателям. Почему?

– Мы ведь тоже дизайнеры, – говорит Алымова. – Выступаем в качестве руководителей, направляем студентов в их поиске – где посмотреть информацию, как лучше сделать. Творческим процессом нужно управлять. Студенты, конечно, свои идеи генерируют и развивают сами, но и мы им

активно в этом помогаем – вдохновляем, мотивируем, поддерживаем, объективно критикуем. Поэтому в рамках студенческих дизайнерских конкурсов обычно отмечают и вклад преподавателей: на «ПУШКЕ» дипломы вручили Денису, Дмитрию и мне.

– Возможно, кого-то вдохновит ваш рассказ, и человек решит получить эту специальность. Для поступления нужно проходить творческий конкурс?

– Обязательно. Он заключается в создании образа нового промышленного объекта в виде рисунка, основанного на пластических и иных особенностях определенного животного, которое на каждом вступительном экзамене новое. Ничего сверхъестественного для творческого человека. Такой конкурс позволяет оценить понимание основ промышленного дизайна и творческий потенциал будущего студента.

Елена Емельянова