_dsc2373

Лечитесь правильно

Без рубрики Автор

Здоровье – всему голова. С этим трюизмом не поспоришь. Как и с другим, говорящим о том, что беречь его надо смолоду, то есть пока оно еще есть.
Никто с этим и не спорит, да мало кто мудрому совету следует. Вот и приходится всем нам (кому-то чаще, а кому-то реже) обращаться к врачам: «Помогите!»


Врачи помогают. Судя по тому, что некоторые болезни вовсе исчезли, многие заметно отступили, а третьи легко излечиваются, эту помощь можно назвать достаточно эффективной, хотя до конца ею довольны не все.
Чтобы увеличить это число, нужны не только опытные врачи и новые лекарства, но и, что даже важнее, – современное оборудование, новейшие технологии. Давно прошли времена, когда врач для установления диагноза пробовал, например, мочу на язык. Сегодня глубина и достоверность анализов, установление точного диагноза, скрупулезное определение границ пораженного участка, качество и удобство врачебных инструментов, изготовление (и даже «выращивание») «запчастей» для нашего тела и многое другое в значительной мере зависят от инженерного оборудования.

Приходите к нам лечиться
Именно таким (самым современным клинико-диагностическим, лабораторным и лечебным) оборудованием оснащен университетский Научно-образовательный медико-технологический центр (НОМТЦ).
– Мы почти четыре года работаем в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), – рассказывает главный врач, директор НОМТЦ Александр Волков, – как классическая медицинская амбулаторно-клиническая организация. У нас уже более 13 тысяч прикрепленных, но это не предел и наш девиз гласит: «Если ты бауманец – пользуйся услугами своей поликлиники».

Наверное, это все-таки не девиз. Скорее – призыв. Думаю, на него стоит клюнуть, ему стоит поддаться. Ведь поликлиника и вправду оказывает все виды помощи – от А до Я, включая проведение всех анализов, физиотерапию, дневной стационар и пр. Есть даже врачи узких специальностей: психиатры, онкологи… Про имеющееся в поликлинике современное оборудование мы уже упомянули. А в 2020 году еще более совершенное получат, например, офтальмологи (японское и корейское для обследования и манипуляций). Большинство из нас, наверное, и сегодня удовлетворены работой стоматологов (врачи постоянно учатся, осваивают новые технологии, работают с гарантированными по качеству материалами), но и у них планируют обновить оборудование – заменить на более удобное для врача и безболезненное для пациента.

Два штатных хирурга уже оперируют в нашей поликлинике. Пока, конечно, не на сердце, но главное – начать. Ведь в самых ближайших планах – организация блока интервенционной хирургии для лечения суженных и перекрытых сосудов, введения лекарственных препаратов непосредственно в зону поражения опухолью через сосуды под контролем с помощью ангиографического оборудования.

Отделению интервенционной хирургии уже два года. Сейчас оно работает только в научных и учебных целях. Но, как говорит Волков, оборудование там полностью лицензировано, уже есть умеющие работать на нем специалисты, а потому очень скоро его начнут использовать во благо наших с вами кровеносных сосудов.

Наш девиз: «Если ты бауманец – пользуйся услугами своей поликлиники».

– У нас почти нет очередей, – рассказывает Александр Кузьмич. – Мы разделили потоки: на втором этаже у нас принимают студентов, а на первом – сотрудников. Это для всех очень удобно. Идея создать университетскую поликлинику родилась у ректора Анатолия Александрова после того, как закрыли бауманскую (а юридически – городскую) поликлинику № 160. Нам (в то время я руководил Учебно-научным медико-технологическим центром – УНМТЦ) был задан вопрос – справимся ли? Ответ, что «мы попробуем», ректора не устраивал. Надо было ответить «да» или «нет».
Проанализировав свои возможности, и набравшись немалой смелости, в Центре ответили «да». В названии-то поменялась лишь одна буква, а вот изменение функционала было значительным. Однако всего лишь за три месяца был набран необходимый персонал – началась лечебная работа.

Вторая составляющая
Во главе угла обычно стоит что-то одно. А вот в НОМТЦ – два. Второе (оно же, одновременно с наукой, – первое) – образовательная часть.
– Мы плотно сотрудничаем с факультетом БМТ, – говорит Волков. – Совместно ведем программы обучения будущих разработчиков медицинской техники. По большей части проводим практические занятия. У нас есть почти любое оборудование, с которым будущие инженеры могут столкнуться. Они могут не только познакомиться с ним, но и увидеть, как его используют врачи. Это тоже важно: мало знать устройство прибора, надо еще понимать, для чего он нужен.

Но на БМТ не только осваивают существующее оборудование. Там создают и новое. Разработки, в создании которых участвует и Центр, рассчитаны, в основном, на спецконтингент. Например, недавно на БМТ защищена диссертация «Умная сосудисто-венопункционная система». Это устройство сконструировано так, что игла сама подсказывает, правильно ли она стоит в вене. Это позволяет даже непрофессионалу ввести лекарство, поставить капельницу и т. п. Инженеры обеспечивали техническую часть изобретения, а сотрудники Центра помогали им с анатомически-медицинской точки зрения.

Предсказать то, насколько эта разработка заинтересует производителей – невозможно. Но очевидно, что потребителям она весьма интересна. Особенно там, где нет медперсонала или добраться до него нелегко – далеко и бездорожно. Ситуация экстремальная, а бауманская иголочка может ее притушить – позволит вовремя ввести лекарство и тем сохранит жизнь человеку.
Для удаленной ТВ-диагностики человека очень полезной может стать система распознавания мимики. По лицу, даже если наблюдать его с помощью веб-камеры, можно точно определить состояние сердечно-сосудистой системы пациента, оценить резерв его здоровья непосредственно в онлайн-режиме.

– В учебной аудитории нашего Центра висит плакат – внутрисосудистый робот для инвазивных исследований состояния магистральных сосудов сердца. Его пока нет. Но весь мир на эту тему думает. Уверен, что мечта скоро станет реальностью. Кардиоваскулярная хирургия (то есть, именно вот этот робот, курсирующий внутри наших сосудов) станет реальностью.

Развивается и лабораторная диагностика. Этим тоже активно занимается БМТ-1. Кафедра, например, создает роботизированные лабораторные (перспективные и действующие) аппараты, которые можно внедрить даже в фельдшерском пункте. Ни лаборант, ни врач не потребуются. Система самостоятельно может проанализировать мазок. Технология будет универсальна – любая тест-полоска любого производителя даст исчерпывающую информацию о крови, моче, плазме.

Однако на БМТ, как говорится, свет клином не сошелся. В нашем Университете немало разработок, которые могут иметь двойное, тройное и т. д. применение. Например, на факультете Э разработана неожиданная технология. Там выяснили, что из-за значительного градиента температур тела человека и его одежды возникает заметное статическое электричество. То есть получается «человеческая батарейка», которую осталось научиться использовать «в мирных целях». В частности, для биохакинга – контроля пульса, давления, дыхания и пр. с целью улучшения качества жизни. Решение, видимо, не за горами. На других факультетах тоже есть подобные – «медицинские» – разработки.

Итак, если вы истинный бауманец и верите в научно-инженерное лидерство нашего Университета (в том числе, поликлинико-медицинское) то, конечно, уже завтра прикрепитесь к НМОТЦ.

Елена Емельянова