dsc_9793

Точно в яблочко

Без рубрики Автор

В школьные годы мне, как и всем моим сверстникам, не раз доводилось разбирать и собирать автомат Калашникова. Делали мы это быстро, а на спор – даже с закрытыми глазами. Но вот не помню, какой надо было выполнить норматив? А курсанты-бауманцы его знают и даже превосходят. Сборка-разборка – первый (из трех) этапов занятий по огневой подготовке в Военном институте.

– Цель нашего занятия – до автоматизма научиться разбирать и собирать автомат АК-47, – объясняет мне полковник Владимир Горелов. – До этого ребята узнали все про те детали, из которых состоит оружие. Есть у нас и видеоролики. Например, о том, что происходит, когда ты тянешь спусковой крючок; в каком положении находится предохранитель и почему он не дает произвести выстрел.

То есть теорию – что и как работает – мы уже прошли. Теперь надо на практике научиться работать с оружием, – говорит Владимир Иванович и, войдя в аудиторию, обращается к курсантам. – Сегодня закрепим знания: проведем сборку-разборку оружия и проанализируем допущенные сшибки. Спешить не надо. Главное – правильно, без травм. И красиво.

На столах уже разложено оружие (на одном – автомат Калашникова, на другом – пистолет Макарова) и занятие начинается сразу же. Горелов вызывает к каждому стволу двух человек. Рядом с ними еще двое: командир и его помощник с секундомером. Их задача – контроль и правильности выполнения, и времени сборки-разборки.

Звучит команда: «Приступить к заданию». Тут же раздается громкое щелканье разбираемого оружия. Успеваешь только моргнуть несколько раз, а одна из команд уже превратила автомат в восемь (как и должно быть при неполной разборке) по порядку разложенных на столе деталей.
У других что-то застопорилось – детали не хотят покидать свое место. Полковник спокоен и, по-прежнему, доброжелателен. Ни капли раздражения или негодования. Но и ни малейшего снижения требований.

– Полторы минуты – недостаточный результат. Вам предоставляется еще одна попытка.
Курсант остался у стола. После дополнительной тренировки улучшил время до оценки «хорошо».
– Если у кого-то сразу не получается, если надо еще раз попробовать, то оставайтесь за столом, тренируйтесь. Пока у нас мирное время – тренируйтесь и тренируйтесь, – совсем не командным голосом предлагает Горелов.
Его тон действует успокаивающе, снимает напряжение, которое непременно возникает при сдаче любых экзаменов или нормативов.


Многие ребята, даже отличники-максималисты, раз за разом, до полного автоматизма, повторяют сборку-разборку – хотят улучшить результат. И действительно, у некоторых он просто великолепен: пистолет Макарова разбирают за четыре секунды (в два раза быстрее, чем требуется для отличной оценки), а собирают всего за семь.


Пока одни оттачивают мастерство у столов, другие, ожидая своей очереди, тоже не сидят без дела. На экране демонстрируется слайд-фильм: основные элементы стрельбища, положение при стрельбе, правила прицеливания и прочее. Эти знания пригодятся им, когда дело дойдет до второго и третьего этапов огневой подготовки – стрельбы из пневматики в тире и стрельбы из боевого оружия во время летних сборов.
Но вот по одному разу все побывали у столов с оружием. Кто-то выполнил задание на «хорошо», кто-то на «отлично», а кто-то так и не сумел справиться.
– Если вы не укладываетесь в норматив – тренируйтесь. Объединяйтесь в группы, спрашивайте у друзей, показывайте друг другу, – командует Горелов.
Желающих потренироваться оказалось много. Ребята организовали дополнительные столы с дополнительным оружием, помогали друг другу, раз за разом проводили разборку и сборку.
– Наша задача-минимум – чтобы каждый хотя бы на «тройку» умел выполнять эти операции, – говорит полковник. – Мы этого добились.


Позже, комментируя результаты занятия, Владимир Иванович сделал любопытное замечание. Оказывается, если в подразделении есть девушка, то успеваемость у ребят на порядок повышается. «Они хотят доказать, что это мужская работа. Это, наверное, нормальная реакция».


После прочного усвоения теоретических знаний об устройстве автомата и пистолета, и приобретения отточенных навыков по их сборке-разборке, можно переходить к следующему этапу – непосредственно к стрельбе.

Для этого курсантам Военного института нашего Университета нет нужды отправляться на загородные стрельбища, чтобы там, в условиях гарантирующих полную безопасность для окружающих, оттачивать умение попадать точно в яблочко. Они с успехом проделывают это в бауманском тире.

При этом стрельба ведется не боевыми патронами. Оружие здесь – пневматическое. Это не только важное отличие от настоящих стрельб, но, одновременно, и единственное. Все остальное, включая отдачу при выстреле, неотличимо от ощущений при использовании реальных боеприпасов.
– Особенность оружия в нашем тире в том, что магазин, который обычно заряжают боевыми патронами, в нашем случает их не имеет. А имеет резервуар, заполненный сжатым воздухом под давлением в 200 атмосфер, – дает пояснения ответственный за специализированный класс-тир полковник Алексей Родионов.


– Имитация при выстреле на 80 % соответствует реальной отдаче, которая бывает при стрельбе из боевого оружия. Наше руководство решило, что все выпускники (5 курс – офицеры запаса, 3 курс – сержанты) до сборов в войсках должны пройти через этот тренажерный класс и приехать в войска подготовленными.


Казалось бы, курсанты, уже овладевшие теоретической и практической частью, готовы палить по мишеням. Однако это не совсем так. Перед стрельбой Алексей Владимирович проводит подробный и долгий инструктаж о правилах обращения с оружием, о поведении самих курсантов на линии огня.

– Улыбки отставить. Мы обращаемся с оружием. Если взяли его в руки, то оно должно оставаться только в руках. Это – единственная надежда в бою. Это то, что сможет вас защитить. А если допустите ошибку, то может и навредить. Оружие никогда в сторону людей не направлять. Не досылать заранее патрон в патронник – только по команде.

Кажущиеся прописными истины никогда не бывает лишним произнести еще раз.
Далее он объясняет, при каких командах как действовать на огневом рубеже, как держать автомат, как снимать с предохранителя.
Оказывается, опустить рычажок предохранителя очень нелегко – требуется по-настоящему большое усилие. За день преподаватель проделывает эту операцию не одну сотню раз, и большой палец у него даже посинел из-за большой нагрузки. Но обойтись без конкретного показа и помощи никогда не удается.

Наконец, теоретическая часть окончена. Поставлены подписи под инструктажем. Звучит команда: «Первая смена, на исходный рубеж – шагом марш!»
Курсанты заходят в тир. Внешнее оформление зала весьма скромное. Не сразу догадаешься, что начинка его высокоинтеллектуальная. Только черные маты на полу с подставками для оружия выдают предназначение этого помещения. Но вот оружие роздано, заряжено, звучит команда: «К бою».

На одной из стен, которая служит экраном, вспыхивает изображение мишеней. У каждого стрелка – своя. Ее-то и надо поразить. Сначала с 25 метров, потом – с 50.


После каждого выстрела у стрелка на экране появляется таблица, в которой указано: сколько всего выстрелов сделано, сколько из них точных, сколько выстрелов осталось, какова кучность – информативно и удобно.


Когда упражнение «стрельба» закончено, звучит команда: «Усложняем задачу. Ваше отделение – пограничный наряд. Цель – уничтожить диверсантов в числе восьми человек и отбить атаку».

На экране демонстрируется компьютерная игра-фильм – диверсанты пытаются перейти границу. Начинается виртуальный бой. Надо не только увидеть врага, но и не дать ему выстрелить. Иначе в итоговой таблице появится запись: «Вы убиты».

Натуральные природные звуки (шум воды, пение птиц, крики раненых людей) придают реальность ситуации.
Это был последний аккорд сегодняшних занятий. Но не окончание огневой подготовки.
Теперь ребят ожидает заключительный – третий – этап: боевые стрельбы летом на сборах в войсковых частях.

Елена Емельянова