ilyuhin-2

«Чуть-чуть» обходится «ого-го»

Без рубрики Автор
На кафедре СМ-3, после ее окончания, он работает всего пять лет, но уже второй год – в качестве заместителя заведующего по учебной работе, а еще и ассистентом, ведущим курс «Управление движением летательных аппаратов». Наш герой – победитель в номинации «Лучший молодой преподаватель МГТУ им. Н. Э. Баумана» Степан Илюхин.


Способность и готовность руководить отнюдь не прямо пропорциональны возрасту. Так, например, самый молодой английский премьер-министр возглавил страну в 24 года и был на этом посту два десятка лет.

– Руководство оказало мне серьезное доверие, – поясняет Степан Николаевич свое назначение в молодом возрасте заместителем заведующего кафедрой по учебной работе. – Потому, наверное, что я ответственно ко всему отношусь. Стараюсь все делать качественно и вовремя: аккуратно решать вопросы и вести бумажные бюрократические дела – все по полочкам, систематизировано.

В 2013 году мой собеседник получил красный диплом, к которому, как он говорит, вовсе не стремился – в школе был «хорошистом», да и на первом и втором курсах у него были оценки 4-5. На третьем, неожиданно для себя, закрыл сессию на отлично, и у него «проснулся аппетит».

– Я всегда учился по принципу – главное не выучить, а понять и разобраться. Так же стараюсь обучать и студентов. Сейчас очень быстро меняются приоритеты, становятся неактуальны старые направления развития, возникают новые. Давать базу фундаментальных знаний, безусловно, нужно. Но делать упор только на это нельзя. Надо прививать студентам такие навыки, чтобы они могли отвечать новым вызовам. В современном информационном пространстве нужно умение думать и анализировать.

С утверждениями, сделанными Илюхиным, думаю, согласятся все. Осталось только реализовать их. Курс «Управление движением летательных аппаратов» – это, в том числе, управление ракетами. Надо учить хорошо, чтобы эти «летательные аппараты» долетели туда, куда нужно. Для этого нужен проработанный и отработанный курс лекций. Откуда он у молодого преподавателя?

– Курс лекций я писал под руководством наших профессоров, заведующего кафедрой. По-другому у нас быть не может. Опирался и на учебные материалы, и на научные монографии. И, конечно, использовал собственный опыт. Ведь я, кроме СМ-3, работаю еще и в АО «ЦНИИАГ» – занимаюсь составлением математических моделей, формированием и совершенствованием различных законов управления.
Вторая работа заметно обогащает молодого преподавателя. Понятно, речь идет не о том, что там он получает еще одну зарплату. Он преследует конкретную цель – оставаться в информационном поле самых современных методов. Именно это позволяет постоянно актуализировать учебный материал, обогащать и иллюстрировать его конкретными примерами из жизни.

– Надо постоянно развиваться. Нельзя, застопорившись в своих (отнюдь не полных) знаниях, учить других людей. Студентов нужно настраивать на современный уровень, чтобы они были конкурентоспособны. Работы в МГТУ для этого бывает недостаточно. Вторая работа расширяет кругозор. У ЦНИИАГа конкретная специализация. Мы готовим специалистов для современной промышленности. На предприятии они будут переучиваться под те задачи, которые им поставят. Если они будут близки к современному пониманию ситуации, адаптация пройдет быстро.

Степан Илюхин – бауманец в четвертом поколении. Его прадед – знаменитый конструктор-артиллерист Василий Гаврилович Грабин – преподавал в Университете с 60-х годов. Дед – Василий Васильевич – окончил и всю жизнь работал на СМ-3: создал лабораторию автоматического управления полетом, поставил уникальные практические курсы по синтезу систем управления летательными аппаратами. Мать – Ольга Васильевна – окончила кафедру СМ-5.

– Мой выбор вуза был осознанным и объективным. Я не стремился продолжить традицию. С отличием окончив заочную физико-техническую школу при МФТИ, я мог поступить туда. В школе наш класс курировал МИЭМ. Мог пойти и туда. Но мне были интереснее механика и задача о теле, брошенном под углом к горизонту, то есть основа баллистики.
Интерес к баллистике не пропал и после окончания вуза. Ну а поскольку «наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет», то Степан Николаевич вызвался восстановить заброшенную баллистическую трассу, которая была открыта на кафедре в 60-е, а во времена перестройки пришла в запустение.

– Это баллистическая трасса закрытого типа. Ее длина 33,8 метра. Внешне она выглядит как металлическая труба диаметром 0,8 метра, на которой равномерно расположены девять пар смотровых окон, где устанавливают различную аппаратуру, например, высокоскоростные видеокамеры. Таким образом, восстанавливают траекторию полета пули или снаряда. Трасса для работ по внешней баллистике – это фундамент. Без нее лабораторные работы проходили в компьютерных классах. А ведь баллистика очень интересная прикладная наука, по которой можно проводить много прикладных работ. Цифровое моделирование сегодня и в баллистике главный инструмент, но оно не заменяет натурных (и наглядных) экспериментов.

Проблем с восстановлением трубы было много. Но справились. И тут – потоп. Трубе – «труба». Пришлось повторно браться за восстановление. В этом вновь сказался характер Илюхина – если взялся, то доведи до конца и сделай хорошо. Упорного преподавателя всячески поддержал заведующий кафедрой Владимир Соловьев.

– Мы активно используем баллистическую трассу в учебном процессе. А еще много работаем с профильными школами, чтобы ребята лучше усваивали знания, которые им дают на уроках.
Общаясь со школьниками, молодой преподаватель вуза видит, как их учат, и ему это не очень нравится. Когда он оканчивал школу, «вирус» ЕГЭ делал свои первые шаги – им был «поражен» только русский язык, а по всем остальным предметам были стандартные экзамены.

– Разницу я почувствовал на себе, – вспоминает Степан Николаевич – По всем предметам мы старались вникать в суть, а на уроках русского целых два года тренировались в решении тестов. А тесты искаженно форматируют и мышление, и подход к учебе. У нас «угадайка» не годится. Мы учим строгим инженерным наукам. От овладения ими часто зависят человеческие жизни.

Требовательный к себе, он хочет видеть ответственный подход к учебе у студентов. Но старается не впадать в крайности – чрезмерно не «жестить», но и не допускать «халявы». Это помогает поддерживать заданный уровень внешней дисциплины и формировать у студентов дисциплину внутреннюю, без которой инженер – не инженер: должно быть четкое понимание, почему надо делать именно так, и почему нельзя просто абы как посчитать и ошибиться на «чуть-чуть». Ведь «чуть-чуть» обойдется в «ого-го». Например, если топлива залить всего на полтонны больше или меньше (это может быть ошибка на десятые доли процента), то ракета-носитель полетит не по той траектории, а спутники будут плавать не в космическом океане, а в Тихом.

Удивление у Илюхина вызывает и нынешняя система оценки работы вузов страны.

– Меня, наверное, можно назвать молодым ретроградом. В мире напряженно. Мы видим отношение западных партнеров к нам. Одновременно наше министерство требует, чтобы мы соответствовали западным критериям. Там к нам относятся порой плохо, субъективно, но именно там нас должны признавать и ставить нам оценки. МГТУ – Национальный исследовательский университет, а основной критерий его деятельности – цитируемость в иностранных журналах. Разве это правильно?

Думаю, нам надо сохранять собственные традиции и развиваться своим путем. На Западе долгое время наша система обучения признавалась лучшей. Она позволила подготовить инженерно-технические кадры, которые вывели нашу страну в мировые лидеры. А мы сейчас отказываемся от своей системы и пытаемся следовать той, которую превосходили. И это мне кажется странным.

Елена Емельянова