Дворец науки

Без рубрики Автор

Когда мы идем через проходную со львами, открывая затем дверь левого или правого входа в главное здание нашего университета, или заходим через «метро» во внутренний дворик с красивой, в античном стиле оформленной ротондой – осознаем ли, с какой значимой частью отечественной истории соприкасаемся? Каким воздухом дышим? А ведь это большая редкость –немногие в нашей стране могут сказать: я работаю или учусь во дворце. Не случайно МГТУ им. Н.Э. Баумана имеет статус особо ценного объекта российской культуры.

История МГТУ им. Н.Э. Баумана отсчитывается с 1 июля 1830 года, когда было утверждено «Положение о ремесленном учебном заведении». Цель его создания формулировалась замысловато, в стиле того времени: «…для обучения в оном до трехсот питомцев Воспитательного дома с тем, чтобы сделать их полезными членами общества, не токмо приготовления из них хороших практических ремесленников разного рода, но и образованием в искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ, сведениями, знающих новейшие улучшения по сим частям и способных к распространению оных».

Учебное заведение, предназначенное для питомцев Воспитательного дома, решили разместить в Слободском дворце, частично сгоревшем во время пожара 1812 года.

Начало строительства здания, ставшего впоследствии нашим Главным учебным корпусом, относится к середине XVIII века. К этому времени Лефортово окончательно оформилось как дворцовый район. Вблизи, по берегам Яузы, раскинулись имения Демидова и Разумовского. По улицам, тянувшимся от центра к Лефортову–Маросейке, Старой и Новой Басманной – сооружали свои дома Репины, Долгорукие, Голицыны, Куракины. В этом районе, в непосредственном соседстве с царским дворцом, задумал строить свою загородную резиденцию и канцлер А.П.Бестужев-Рюмин. Он писал императрице Елизавете, что начал сооружать дом «не для тщеславия или самолюбия. Много было бы сказать и для украшения города, однако ж то истинно, что, скупя разные пустыри, искривившиеся хижины и мерзевшие болота, все в проспекте императорского дома стоявшие, за нужно и должно я находил такое строение на том месте поставить, которое, стоя против и подле императорских домов, не казалось бы близостью своею отнимать их великолепие».

Дом действительно сыграл большую роль в украшении Лефортова. Он был красив не только с улицы– на него открывался великолепный вид со стороны Головинского дворца, на который он был ориентирован садовым фасадом. Партер Бестужевского дома, спускаясь к Яузе, вплотную подходил к раскинувшемуся на другом берегу дворцовому саду.

Строительство началось в 1749 году, а в 1758-м впавший в немилость канцлер был арестован и сослан, а дом конфискован.

В 1767-м императрица Екатерина II подарила строение своему фавориту графу Орлову, но тот здесь практически не жил. Все это привело к тому, что дворец обветшал, и в 1778 году его вообще решили разобрать, а строительные материалы использовать для постройки возводимого на другом берегу Яузы Екатерининского дворца.
Демонтаж так и не произвели, и Екатерина II пожаловала здание князю Александру Безбородко.

Перестройку дворца поручили архитектору Казакову. Вместе с ним в работе участвовал и знаменитый Джакомо Кваренге.

Внутреннюю отделку закончили лишь к 1794 году, и в то время она считалась одной из самых роскошных в Москве.

Величественное здание у Александра Безбородко повелел выкупить Павел I. Именно по приказу последнего дворец стал именоваться Слободским. Пристроенные к основному строению две низкие деревянные постройки также окрестили дворцами, назвав их Желтым и Марлинским, а в их помещениях разместили различные службы. После коронации Павла I Слободской дворец долго был необитаем.

О значительности Слободского дворца говорит тот факт, что здесь останавливались и сам Павел I, и его сын – Александр I. Именно в этих стенах в 1812 году император огласил свое послание по случаю войны с Наполеоном. Патриотическинастроенная публика, дворяне и купцы сразу после речи Александра I начали сбор средств для формирования Народного ополчения Москвы. Это событие описано в романе Льва Толстого «Война и мир».

Во время вторжения Наполеона в Первопрестольную столицу Слободской дворец выгорел. Лишь в 1826 году жена Павла I Мария Федоровна пожелала устроить здесь мастерские для обучения различным ремеслам приписанных к Воспитательному дому мальчиков-сирот.

Для реконструкции здания был приглашен архитектор Доменико Жилярди, который и придал строению ампирные формы. Уже в 40-х годах XIX столетия строение потеряло центральный фронтон и приросло третьим этажом.

В 1868 году в бывшем Слободском дворце было открыто Высшее Императорское техническое училище.

Елена Емельянова