2794cd70

Художественная литература в жизни инженера

Без рубрики Автор

Шестеренка, обнаруженная в пожелтевших страницах тома Оскара Уайльда, – пожалуй, последняя вещь, которую надеешься в них найти.

«Скорее всего, она принадлежала кому-то, кто имеет дело с техникой. Должно быть, какому-нибудь инженеру», – подумает иной посетитель библиотеки. – «Да нет!» – отрицательно покачает головой. – «Технарь? Технарь взял эту книгу и читал «Саломею»? Не верю!».

Действительно, а мог ли это быть инженер? Литературное искусство наверняка далеко от него со своей «запутанностью», «противоречивостью». В его глазах, возможно, литература – удел бестолковых и говорливых «гуманитариев». Так чья же в таком случае шестеренка, если не инженера?

В утилитарном смысле художественная литература бесполезна. Она не учит строить дома и запускать ракеты. У нее другое предназначение.

Книгу можно сравнить с ювелирным украшением, тоже ведь совершенно бесполезным. Но этот блеск золотой оправы, игра света на камнях вызывают восторг, наполняют чувством прекрасного. Хорошая книга дарит эстетическое и интеллектуальное наслаждение. Вот что наделяет литературное произведение ценностью. Красота нужна инженеру. Она способна избавить его от умственной усталости, вдохновить на работу.
Придуманные люди и события заставляют нас плакать или смеяться. Они могут выразить национальный характер, быть символом времени. Нереальное становится частью реального. В горечи от неразделенной любви вы схожи с юным Вертером, в оптимизме – с Остапом Бендером, в хитроумии – с Одиссеем. Герои книг повсюду сопровождают человека.

Люди всегда отличались способностью задавать вопросы. Кроме быта, нас интересовало нечто большее: кто мы, куда и зачем движемся. Культура, вручая артефакты из прошлого и настоящего, помогает нам найти ответы. Книги создают культурный контекст. Контекст придает смысл происходящему, определяет приоритеты и ценности общества. Через постижение культурного контекста к инженеру может прийти ощущение единения с миром, осознание своей роли в нем и личной ответственности за совершенные поступки. В том числе за качество собственной работы. Помните, как один военный в «Бесах» Достоевского говорил: «Если Бога нет, то какой же я после этого капитан?».

Художественная литература – источник обогащения нашего словаря. Она раскрывает потенциал языка, его богатство и многогранность. Впечатляет, например, как много может существовать слов близких по значению, но все-таки разных. Каждое со своим исключительным оттенком. Конечно, сама по себе книга не сделает из инженера человека, пишущего и разговаривающего грамотно, зато покажет, как можно сказать, чтобы быть правильно понятым. В литературе можно встретить интересные выражения. Вот вы, скажем, встречали такие, как «почесать язык о душу» или «зеленый осел»? Первое значит «задавать вопросы другому человеку от нечего делать». Его можно встретить в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Второе используют, когда говорят о быстро нашумевшем явлении, так же скоро навсегда забытом, которое употребил Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» и уже упомянутой книге «Бесы».

Ту самую пользу в литературе можно увидеть, когда ничего не ждешь заранее от встречи с ней. Спонтанная встреча, полная неожиданностей, предлагает нам активную, лишенную трафаретов, творческую работу. Она развивает умение выходить из привычных рамок.

Не это ли важно в инженерном деле?

Глеб Андреев, РЛ1-63