15_dsc7672

Энергомашу 150 лет

Без рубрики Автор


«Под шаг времен, под мерный шаг столетий,
Во тьме умов мы зажигаем свет.
И если спросят — кто вы? — мы ответим:
Энергомаш — державы факультет!»

Уважаемые студенты! Вы уже поняли, что учитесь в лучшем техническом университете России. И вы, уверен, не подведете своих великих предшественников – сделаете Россию великой технической державой и в XXI веке.

На нашем факультете 10 кафедр. Старейшие из них – кафедры гидравлики (Э-10) и поршневых двигателей (Э-2) – сформировались в самом начале прошлого века. Вековой юбилей в 2020 году отметит и кафедра холодильной техники (Э-4). На смену устаревшим, и с почетом закончившим свое существование кафедрам «Котлостроение» и «Паровозостроение», пришли новые – «Ядерные реакторы», «Ракетные и газотурбинные двигатели».
Возглавляют наши кафедры, как правило, большие ученые: известные инженеры, главные конструкторы, руководители научных школ. Иметь таких заведующих кафедрами – гордость. Это личности. За ними – ученики, конструкторские и производственные объединения.
Под стать таким заведующим кафедрами и преподаватели. У нас работают около 70 докторов и 140 кандидатов наук. Среди факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана факультет «Э» имеет лучший показатель отношения числа докторов наук к общему числу преподавателей, среди которых немало молодежи.

История развития энергомашиностроительных специальностей в нашем Университете почти двухсотлетняя. В 1840-е годы Европа была охвачена кризисом, и англичане, чтобы поддержать промышленность, разрешили продавать свои паровые машины за границу. В Россию хлынул поток дешевых и надежных паровых двигателей. Наша промышленность, которая в это время уже наладила кое-какое производство, не выдержала конкуренции.
Именно в это время на заводе при ремесленном учебном заведении, из которого выросло МГТУ им. Н.Э. Баумана, был начат выпуск паровых машин собственной конструкции. По отзывам фабрикантов, которые их использовали, машины работали не хуже английских. Это, без преувеличения, было первое импортозамещение в машиностроении России. И оно базировалось на энтузиазме – ни заказа на машины, ни, тем более, каких-то специальных постановлений не было.

Дальнейшее развитие школы энергомашиностроения продолжалось под руководством «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского и многих других известных ученых-педагогов. Некоторые результаты их деятельности – уникальны. Например, первый тепловоз был спроектирован именно в Императорском московском техническом училище (ИТУ). Создатель кафедры двигателей внутреннего сгорания профессор Василий Игнатьевич Гриневецкий вместе со своим студентом – Борисом Ошурковым спроектировал тепловоз во время каникул у себя на подмосковной даче. Проект стал дипломной работой Ошуркова. Позднее кафедру тепловозостроения возглавил Алексей Нестерович Шелест, которого часто называют «пионером тепловозостроения».

До сих пор идут споры о приоритете в постройке первого тепловоза. Но бесспорно одно – уже в конце XIX века в России появились первые проекты тепловозов, работающих на углеводородных топливах. В 1906 году В. И. Гриневецкий запатентовал тепловозный двигатель, который устойчиво работал при низких частотах вращения вала – 120 оборотов в минуту.

Близок к созданию локомотива на новой тяге был и выпускник ИМТУ Алексей Нестерович Шелест, но построить машину ему помешали войны и революция, а затем и разрыв дипломатических отношений СССР с Англией, где предполагалось производить тепловоз.

Судьбу строительства тепловозов решил в 1921 году председатель Совнаркома Владимир Ленин, прочитавший в «Известиях» статью о заграничном опыте применения на локомотивах двигателей внутреннего сгорания и заявивший: «Чего не сделали иностранцы, сделают русские инженеры!». И в результате первые промышленные тепловозы были разработаны на кафедре тепловозостроения МВТУ под руководством Алексея Нестеровича Шелеста. Более того, в середине прошлого века и первые турбовозы были спроектированы на кафедре Э-3 под руководством Владимира Васильевича Уварова (создателя теории ГТУ и первого в мире турбовинтового двигателя) и выпущены на Коломенском машиностроительном заводе.

Среди наших выпускников не только выдающиеся ученые, конструкторы, инженеры. Мы гордимся, что среди них государственные деятели: и первый советский дипломат – Вацлав Воровский, и выдающийся журналист Ярослав Голованов, и знаменитый актер Семен Фарада.

Факультету «Энергомашиностроение» – 150 лет. В его коридорах появилась портретная галерея ветеранов войны – это наш «бессмертный полк». Созданы галереи основателей научных школ и выдающихся воспитанников. Мы впервые подготовили издание о нашем факультете.

150 лет – это не конец истории. Факультет идет в ногу со временем, а порой и опережает его. Мы поддерживаем создание научно-образовательных центров, в которых аккумулируется опыт и талант преподавателей всех кафедр. Мы пришли к выводу, что сегодня образование должно даваться через науку и бизнес. Мы мечтаем прорваться в следующий технологический уклад, понимая, что прорыв может родиться только в результате повседневного кропотливого труда.

Связка – опытный преподаватель-аспирант-студент – очень плодотворный симбиоз. Но сегодня мало разработать уникальную установку. Она не должна остаться только на бумаге, а, значит, нужны малые инновационные предприятия. К тому же надо понимать, где она будет востребована, и кто ее купит. Решение этих задач тоже в наших планах.

Наши преподаватели, и сотрудники, и, в первую очередь, студенты – монолитный, но при этом гибкий и энергичный коллектив, с которым мне, как декану, работать интересно и легко. И я очень хочу, чтобы к следующему юбилею мы могли бы дополнить сегодняшнюю книгу новыми именами, изобретениями, достижениями.

Анатолий Жердев,
декан факультета «Э»