doska-lopatto

Когда знания становятся оружием

Без рубрики Автор

Выпускник ИМТУ Э. Лопатто – ученый и патриот

Август 1941 года. Одесса в кольце врагов. В один из дней ее героической обороны декан химико-технологического факультета Одесского индустриального института профессор Эдуард Ксаверьевич Лопатто был приглашен к руководству города.
– Мы знаем, что в конце Гражданской войны вы спрятали заводское оборудование, чтобы белые во время своего бегства не увезли его с собой. Ваш опыт подпольной работы может оказаться очень полезным, если Одессу придется сдать. Надо, чтобы вы остались в городе.
– Буду бороться там, где принесу больше пользы Родине и вреда ее врагам.

Август 1941 года. Одесса в кольце врагов. В один из дней ее героической обороны декан химико-технологического факультета Одесского индустриального института профессор Эдуард Ксаверьевич Лопатто был приглашен к руководству города.
– Мы знаем, что в конце Гражданской войны вы спрятали заводское оборудование, чтобы белые во время своего бегства не увезли его с собой. Ваш опыт подпольной работы может оказаться очень полезным, если Одессу придется сдать. Надо, чтобы вы остались в городе.
– Буду бороться там, где принесу больше пользы Родине и вреда ее врагам.
Это была третья война сугубо штатского человека. Лопатто родился в 1893 году в Калуге. Сын военного врача, ставшего генералом царской армии, он пошел не по военной или медицинской стезе, а решил стать химиком – окончил Калужское реальное училище, дававшее право на поступление в технические вузы, и направился в ИМТУ.
Получив в 1916 г. диплом, он сразу включился в работу по созданию новых видов взрывчатых веществ в специальной лаборатории нашего Училища. В 1917 г. его перевели на суперфосфатный завод в Виннице, работавший для Главного артиллерийского управления Русской армии: его продукция шла на изготовление взрывчатки.

При уходе белых (1920 г.) Лопатто спас от вывоза оборудование завода и вскоре стал его главным инженером. Проведя реконструкцию производства, он обеспечил победу завода на Всесоюзном конкурсе 1928 г. Спустя год он занял руководящий пост в Харькове, который тогда был столицей Украины, а в 1930 г. переехал в Одессу и стал главным инженером большого суперфосфатного завода. И в Виннице, и в Харькове, и в Одессе он думал о том, как усовершенствовать производство химических продуктов. Эту задачу он блестяще решил, разработав в 1935 г. способ непрерывного получения суперфосфата и предложив для производства серной кислоты использовать трубы взамен дорогих и сложных башен. В обоих случаях выход продукции вырос в десятки раз. По итогам этой работы он в 1938 г. защитил диссертацию, став первым доктором технических наук в Одессе. Вскоре он предложил новые технологии производства медного купороса и бордосской жидкости.
В Одессе, параллельно с работой на заводе, Лопатто преподавал химию в Технологическом институте, а в 1935 г. стал заведующим кафедрой технологии неорганических веществ Индустриального института (ныне Одесский национальный политехнический университет), в котором организовал современные химические лаборатории. Через год он стал деканом факультета и оставался им до конца жизни. В институте он заслужил непререкаемый авторитет как преподаватель, ученый и руководитель: был генератором идей, организатором научных семинаров, участником студенческих и кафедральных встреч вне института. На вопрос: «Когда вы все успеваете?» он отвечал: «Чем больше занят – тем больше успеваешь».

Во время гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) он, как бывший производственник, давал рекомендации службам одесского порта по способам загрузки боеприпасами и взрывчаткой транспортных судов, отправляемых в помощь борцам против генерала Франко.
После начала Великой Отечественной войны Эдуард Ксаверьевич консультировал завод «Большевик» по выпуску взрывчатки, вместе с коллегами занимался созданием зажигательной смеси, которой наполняли бутылки для борьбы с танками, и предложил способы ее воспламенения. Вскоре он принял участие в организации выпуска гранат на «Заводе им. Г.И. Петровского», а затем стал начальником цеха этого завода. После того, как он дал согласие остаться в Одессе для подпольной работы, ему пришлось находиться дома и давать советы по производству взрывчатки только особо доверенным лицам, и только по ночам.
Во время оккупации Одессы дворянское происхождение ученого, мешавшее ему в годы Советской власти, стало помогать: таким людям захватчики доверяли больше. Ссылаясь на болезнь, он смог отказаться от работы в городской управе и не участвовать в восстановлении предприятий. Когда же его вызвал румынский губернатор оккупированных областей Украины и Молдавии, желая привлечь к отправке Одесского суперфосфатного завода в Румынию, Лопатто удалось отговорить его от этой затеи, объяснив, что заводское оборудование для вывоза придется резать на части, превратив в металлолом.

Летом 1943 г. к нему пришел советский разведчик Николай Артурович Гефт. Он – этнический немец, инженер, коренной одессит – устроился на судоремонтный завод, а потом, добившись доверия оккупантов, получил допуск в Одесский порт, где организовал подпольную группу. Присоединившись к ней, Лопатто смог добыть вещества для производства мощной взрывчатки. Он сконструировал мину, похожую на небольшой кусок угля, и у себя дома изготовил несколько штук. Оставалось лишь подбрасывать их в угольные бункеры кораблей так, чтобы они попадали в топку парохода уже после выхода в море. Это выполняли подпольщики группы Гефта.
Первой удачей стал взрыв на немецком тральщике РБ-204 близ Одессы на ходовых испытаниях после ремонта. Позже подорвались самоходная баржа «Шпрее», противолодочный корабль КТ-39, транспорт «Вессель»… Они взрывались, уйдя далеко в море, поэтому немцы никого не могли уличить в диверсии.
Весной 1944 г. Красная Армия подошла к Одессе. Немцы и румыны начали расправы с населением города. Лопатто собирались арестовать, но он вместе с сыном ушел в одесские катакомбы. Когда 9 апреля Одессу освободили, ученый вернулся домой, а на следующий день уже был в институте. После освобождения города Лопатто взялся за восстановление цеха суперфосфатного завода по производству взрывчатки и пороха, очень нужных фронту. Его завод стал первым возрожденным предприятием Одессы. В институте он вновь стал деканом и заведующим кафедрой, смог организовать занятия уже с 1 сентября 1944 г., а спустя месяц ему вручили медаль «Партизану Отечественной войны». В 1947-1948 гг. он с коллегами предложил новый способ получения серной кислоты нитрозным методом.
К сожалению, непомерные нагрузки подорвали здоровье ученого. Он начал терять зрение, но продолжал вести исследования и преподавать. Утром 15 сентября 1951 г. Эдуард Ксаверьевич скоропостижно скончался по пути на лекцию. Ему было 57 лет. Спустя несколько часов умерла его верная супруга Мария Трофимовна.

По правилам тех лет далеко не все из его героической биографии можно было обнародовать. Впервые это сделал писатель Виктор Михайлов в документальной книге о Н. Гефте «Повесть о чекисте», вышедшей в 1965 г. к 20-летию Победы. Спустя четыре года по материалам книги сняли одноименный художественный фильм. Его сын Александр Эдуардович, профессор Одесского инженерно-строительного института, говорил: «Мой отец совсем не похож на изображенного в фильме маленького щуплого профессора. Он был высоким, широкоплечим, из породы русских генералов-брусиловцев, потомственным дворянином. О его дворянстве в семье долгие годы умалчивали. Хотя об этом не забывали ”компетентные органы”».
Фильм сыграл заметную роль в восстановлении памяти об ученом-патриоте. Вскоре после его выхода на экраны Высокий переулок Одессы переименовали в улицу Лопатто. На доме, где он жил, установили мемориальную доску. В 1975 г. вышел исторический очерк В.Н. Соколова «Подвиг профессора Лопатто», а в 1991 г. – книга, написанная сыном ученого: «Э.К. Лопатто. Инженер, ученый, партизан Великой Отечественной. Одесса… Улица Лопатто». Деятельность Лопатто представлена в экспозициях Одесского историко-краеведческого музея и Музея-мемориала героической обороны Одессы.

Увы, теперь в Одессе нет ни улицы Лопатто, ни улицы Гефта – ультранационалисты, пришедшие к власти на Украине, переименовывают все, что связано «с коммунистическим режимом». Не могут они простить профессору Лопатто и то, что он был сыном русского генерала.
1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего впервые прозвучали имена четырех Городов-героев страны: Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. Одним из одесситов, приблизивших Победу, был выпускник нашего вуза, инженер, ученый и патриот Эдуард Ксаверьевич Лопатто.

Александр Демин,
помощник президента
МГТУ им. Н.Э. Баумана