Это всё о нем

Без рубрики Автор

Газета «Бауманец», присоединяясь к поздравлениям нашему ректору, провела «круглый стол»: Елена Емельянова встретилась с пятью деканами нашего университета – Владимиром Гладышевым, Анатолием Жердевым, Владимиром Калугиным, Андреем Пролетарским, экс-деканом Александром Колесниковым.

Проявить максимальную объективность, отвечая на ее вопрос: «Что вы думаете о ректоре?», им помогло то, что каждый из них общается с Анатолием Александровым в самых разных ситуациях, видит его поступки, получает от него поручения, обращается к нему за поддержкой, короче – знает главу нашего университета с самых разных сторон.

– Когда я размышляю о том, каким во все времена должен быть ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана, – начал нашу беседу Александр Колесников, – то понимаю, что, в первую очередь, он должен быть всеми узнаваемой, значимой в научном и общественном смысле личностью. Второе – он должен так себя поставить, чтобы он сам и его поступки вызывали уважение и симпатию, чтобы сформулированные им цели находили отклик одобрения в коллективе. Третье – ректор должен обладать умением и волей доводить до конца задуманное дело и работоспособностью до самозабвения, чтобы рядом с ним стыдно было бы «волынить». И четвертое, он должен быть вождем, ясно осознающим роль, место и значение нашего училища-университета в российском высшем образовании; уметь организовать творческую работу внутри МГТУ и добиваться безусловного признания ее результатов.

От этого короткого высказывания, как от брошенного в воду камня, тут же пошли «круги по воде» – согласившись с тем, что Анатолий Александров полностью соответствует заявленным требованиям, деканы в качестве «доказательств» стали приводить примеры из жизни.

– Прошло пять лет, как мы назначены деканами, пора подводить итоги, – включается в разговор Владимир Калугин. – У каждого факультета свои успехи. Но связующим звеном – собирающим и фокусирующим (читай – финансирующим) нашу работу – всегда выступал ректор. Идеи нуждаются в поддержке. И если она есть, то появляется и стимул для работы, для воплощения идей, для дерзаний.

Успехов действительно немало. Например, создание Научно-образовательных центров (НОЦ). Простое их перечисление само по себе уже весьма впечатляет. Центры эти полностью соответствуют своему назначению – они одновременно и научные, и образовательные, то есть ориентированные на студентов, на их обязательное участие в реальном научном поиске с использованием современного оборудования.

Отдельно надо сказать о Доме физики. Он стал настоящим подарком не только для факультета ФН, но и для всех других. В центре Дома подвешен маятник Фуко, выполненный из трех волоконно-оптических гироскопов. В таком исполнении он является уникальным и единственным в мире.

– Сейчас ни один визит высоких гостей в университет не обходится без посещения Дома физики, – говорит Гладышев. – Он олицетворяет сильную современную фундаментальную подготовку наших студентов. Кто-то, может быть, удивится, зачем и почему университет идет на такие расходы, а объяснение простое: наш ректор не раз высказывался, что залог инженерной подготовки – в сильной естественнонаучной подготовке.

Это и есть кадровое строительство, воспитание завтрашних ученых. Больше талантливых выпускников стало оставаться в университете, профессорско-преподавательский коллектив заметно помолодел. И важно, по словам Колесникова, «что происходит именно омоложение, а не озеленение».

Кстати говоря, во многом благодаря НОЦам в семь раз за последние пять лет выросла отдача от науки. Это самое настоящее достижение – в МГТУ появились условия для реализации множества идей. Один из таких впечатляющих примеров привел Анатолий Жердев.

– В феврале 2016 года открылся новый Центр – «Криология». Его создали по инициативе ректора. Еще до своего избрания он был совместителем на кафедре «Холодильная, криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения». Там в 60–70 годы были заложены основы разделения газовых систем и получения из воздуха инертных газов. Технология не столь «романтична», как полет в космос, как атомные электростанции, как двигатели летательных аппаратов. Но когда наступил рынок, то они, эти «неромантичные» технологии, так «выстрелили», что обрушили мировой рынок – сегодня мы контролируем 70 процентов мирового производства неона. Но и это еще не все. Эти установки – наши, российские, бауманские – по всему миру стоят. Это уже мировая корпорация. Вот ректор и привлек успешных бизнесменов-бауманцев к участию в финансировании образования, к созданию Центра «Криология».

Есть емкое высказывание: «Я не понимаю образования без бизнеса и науки. Я не понимаю, что такое наука без бизнеса и образования. Я не понимаю, что такое бизнес без науки и образования». Длинновато, но, пожалуй, это высказывание могло бы быть девизом Анатолия Александрова. Он именно так и понимает свою роль ректора – объединить элементы этой триады. Потому и появляются в университете преподаватели-бизнесмены, заведующие кафедрами – генеральные директора и главные конструкторы.

Впрочем, чтобы они появились, недостаточно просто хотеть этого. Надо суметь доказать необходимость и убедить в выгодности такого решения. Но и этого мало. Надо обаять собеседника. Это еще одна «триада», которой ректор владеет в совершенстве.

Да, немногим удается привлечь спонсоров. Причем так, чтобы им потом эта задача – помогать вузу – нравилась. Их подкупает то, что в нашем университете, в отличие от многих других, деньги тратятся на то, что видно и понятно – «дано в ощущениях», как писал классик.

– Верно, – подтверждает Колесников. – Ректор умеет убеждать. Как-то раз привел я к нему предпринимателя. И вот идет разговор. Пока «ни о чем». И тогда ректор достает из сейфа дизайнерские альбомы и говорит: «Смотрите. Если вы принесете деньги, то через 6-7 месяцев у нас будет научно-образовательный центр, причем такой же роскошный. Вы хотите этого?».

В общем, таким и другими способами Александрову удалось привлечь Александра Леонова (генерального конструктора-генерального директора «НПО машиностроения»); Владимира Соловьева (первого заместителя генерального конструктора, заместителя руководителя ГКБ по летной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем ОАО «РКК «Энергия» имени С. П. Королева», зам. ген. конструктора); Валерия Кашина (генерального директора – генерального конструктора КБ Общего машиностроения им. В. П. Бармина); Игоря Бармина (генерального конструктора по наземной космической инфраструктуре – заместителя генерального директора ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры). Вот так ректор умеет убеждать!

Александров знает и о чем говорит, и как это сделать. Буквально все, еще во времена его директорства на Опытном заводе, задолго до того, как он был избран ректором, отмечали царящие там чистоту и порядок. «Заводоуправление блестело, там все было необычным, были интересные детали, например, кованые решетки на окнах, и это привлекало», – вспоминает Жердев.

– Необычным и неожиданным, – поддерживает тему Гладышев. – Когда я был аспирантом, мне пришлось заниматься обустройством кафедры. В частности, требовались новые лабораторные столы. Проект был готов, и остался последний шаг – подписать документы у директора Опытного завода. Пошел я туда, а ни директора в лицо, ни где его кабинет – знать не знаю. Навстречу мне быстрым шагом идет молодой человек. Я к нему: «Директор на месте?» «Вы что-то хотели?» «Да вот – подписать служебную записку». «Пойдемте», – говорит он и идет обратно. Туда, откуда шел. Прошли в кабинет, он подписал документы: оказалось, что это и был директор – Анатолий Александров.

В общем, впечатление произвел сильное и притягательное. А столы эти до сих пор нам служат.

Вот так плавно наша беседа с деканами перетекла от учебы и науки к «хозяйству» – неотъемлемой составляющей обязанностей ректора. Все мои собеседники так или иначе коснулись темы ремонта. И правда, разве можно не заметить, как в последние годы похорошели наши коридоры, аудитории, лаборатории, кафедры? Это та самая «объективная реальность, данная нам…». Именно поэтому и нет необходимости занудно перечислять число отремонтированных квадратных метров – все, как говорится, «налицо»: мраморные (и всегда – чистые) полы, стеклянные двери аудиторий, ЖК-панели, ухоженные туалеты… Да зачем перечислять? Сами назовите то, что вспомнится, и убедитесь – стало лучше!

– Я окончил кафедру кибернетики, – говорит Андрей Пролетарский. – А кибернетическая машина как интеллектуальная система имеет особенность: она знает, как принимать решение, и придумывает, каким образом это решение реализовать. Это именно то, что называют словом «креативность». Мне хотелось бы и о себе думать, что я тоже креативщик – ведь стараюсь доводить идеи «до ума». В этом смысле с ректором мне легко работать. Идеи он воспринимает и при первом же разговоре говорит: «Будет интересно – поддержу». За то время, как я работаю деканом, удалось многое реализовать.

Перфекционизм у ректора в крови. Все знают – ему непременно надо сделать классно и на долгие годы. Вспомните коридоры, аудитории. А «Площадь памяти»? Насколько деликатно она сделана. Маленькое, но нравственное, по сути, пространство с удивительной аурой. Встаньте там, и сами убедитесь.

– Ректор доверяет только профессионалам, – говорит Владимир Калугин. – Оформление – это дело дизайнера. Мы можем посмотреть варианты и высказать свои пожелания, но последнее слово за специалистом. При этом каждая экспозиция – это обязательно многочисленные варианты. И Александров все их просматривает.

– Если бы вы знали, – вступает в разговор Пролетарский, и все его коллеги понимающе улыбаются, – сколько раз он заворачивал вывеску «Технопарк Mail.ru». Число отклонений стало так велико, что очередную табличку мы прилепили на пластилин, чтобы не возиться с шурупами.

– У него на подписи всегда огромное количество документов. Но, что интересно, – он их все читает, – говорит Анатолий Жердев. – Есть и одна особенность. Уж если он не подписал, и ответ отрицательный, то уговаривать бесполезно. А если подписал, то не отстанет, пока ты до конца не доделаешь.

Однако главное в вузе – обучение студентов. Чистота в туалетах и мраморные полы в коридорах не могут заменить знаний в головах.

Взгляд в перспективу – дар редкий и необходимый, но и уважение прошлого, опора на заложенный предшественниками фундамент – талант не менее важный. Традиции – это едва ли не самое главное в жизни вообще, и, в частности, в нашем университете.

Смотрите, как бережно ректор относится к церемонии «Посвящения в студенты». Среди гостей обязательно знаменитости. А поздравления – даже из космоса! Вся площадь замирает, слушая космонавтов с орбиты. Это не мелочь, ни у кого больше такого нет!

Резюмируя, можно уверенно сказать – МГТУ им. Н.Э.Баумана повезло с ректором, а ректору повезло с МГТУ! И со всеми нами.

 

Беседовала Елена Емельянова