ivashhenko

Кафедра – живой организм

Без рубрики Автор

Для любого университета критически важно существование научных школ – живых коллективов, которые, по крупицам приумножая знания и опыт, передают их молодым преемникам. И чем старше кафедры, тем более авторитетными и мощными научными школами обладает вуз. Именно они и позволяют формировать стратегии развития существующих отраслей, определять новые направления в технике и технологиях.


«Вчера» – опора для «сегодня»
Одна из таких кафедр в нашем Университете – “Поршневые двигатели” (Э-2), более 10 лет назад перешагнувшая 100-летний рубеж. За это время, как говорится, много воды утекло, и «маленький плот», на котором в 1907 году в необъятный океан знаний отправились основатели кафедры, сегодня стал настоящим лайнером. Произошло это благодаря усилиям и труду многих поколений ученых.

На Э-2 об этом помнят: здесь с большим уважением относятся к своим коллегам и предшественникам – на кафедре привлекает внимание стенд, посвященный ее выдающимся выпускникам, среди которых видные ученые, главные конструкторы, руководители промышленности. Не везде в нашем Университете могут похвастать таким стендом.

Создан он к 100-летию Э-2 по инициативе заведовавшего в те годы кафедрой профессора Николая Иващенко, которому в конце недавно минувшего года исполнилось бы 80 лет.

О каждом из людей, представленных на стенде, Николай Антонович мог рассказывать бесконечно. Этим знаниям, наверное, немало способствовала семейная обстановка и влияние его супруги, Галины Базанчук – директора музея МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Детальная осведомленность Иващенко во всем, что касалось развития двигателей (и не только ДВС) всегда поражала точностью знания даже самых незначительных фактов. Но, конечно, он был не историком. «Блестящий руководитель, крупный ученый и замечательный человек», – так отзывались о нем не только в Университете.

В 1968 г., с отличием окончив МВТУ им. Н.Э. Баумана, он успешно отучился в аспирантуре и остался работать в вузе: стартовав с должности инженера, через 10 лет стал заместителем заведующего кафедрой «Поршневые двигатели», а в 1988 г. возглавил ее.

«Добрый, человечный, требовательный, прекрасный преподаватель» – так характеризовали «Антоныча» студенты Э-2, СМ-9 и СМ-10, которым Николай Антонович читал различные курсы лекций.

На кафедре Иващенко создал творческую и благожелательную атмосферу – каждый мог стать не просто эффективной и надежной частью ее механизма, но чувствовать себя живым человеком, а это значит – творить и становиться настоящим ученым. Вот поэтому кафедра и представляла собой не просто структурную единицу Университета, а живой организм, состоящий из живых людей – именитых и молодых ученых – и готовый к новым вызовам.

Научные интересы Николая Антоновича (как и основателя кафедры, заместителя директора Императорского московского технического училища В.И. Гриневецкого, в 1907 году опубликовавшего первый в мире научный труд, посвященный теории рабочих процессов ДВС – «Тепловой расчет двигателей внутреннего сгорания») находились в области моделирования процессов в высокофорсированных ДВС. Им опубликовано более 190 научных работ, в числе которых две монографии, пять томов учебника “Двигатели внутреннего сгорания” и многое другое.

Под руководством Иващенко разработаны уникальные пакеты программ по моделированию тепловых процессов в поршневых двигателях, которые широко используются при проектировании и доводке двигателей, выпускаемых в России и странах СНГ. Многие вузы страны внедрили эти программы в учебный процесс.

В последние годы Николая Антоновича заинтересовало новое направление – использование альтернативных топлив (в том числе твердых и газообразных) и применение в ДВС диметилового эфира.

А будущее зависит от нас
Уже в 90-е Иващенко стало понятно, что необходимо дальнейшее концептуальное развитие кафедры – переход на новые перспективные виды топлива, создание гибридных установок, разработка топливных элементов и систем электродвижения.

Всем этим Николай Антонович заинтересовал не только молодых аспирантов и студентов, но и крупных ученых, изменить точку зрения которых бывает очень непросто.

И, в результате его стратегического планирования, кафедра готовится к серьезной трансформации – проведению исследований энергетических установок для наземного, водного и воздушного транспорта, а также для нужд распределенной энергетики по многим направлениям:
– физические процессы в камере сгорания поршневых двигателей;
– повышение эффективности транспортных энергетических установок;
– гибридные и электрические установки;
– разработка и создание опытных образцов перспективных энергетических установок;
– конвертация энергетических установок на базе комбинированных поршневых двигателей на альтернативные топлива;
– исследований физических и эксплуатационных свойств альтернативных видов топлива.

Результатом этих работ станут не только эффективные и экологичные энергетические установки с характеристиками на уровне мировых стандартов, но и полностью обновленный учебный процесс, который позволит кафедре готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих успешный опыт проектной работы.
На фоне глобальных вызовов и изменений, происходящих сегодня в мире, для нас, современников, это сверхзадача, требующая скорейшего решения, которое и будет лучшим примером сохранения традиций преемственности многих поколений ученых, посвятивших свою жизнь развитию нашей Родины.

Профессор Дмитрий Онищенко,
по поручению Совета старейшин
отрасли «Поршневое двигателестроение»