nastya-nauchnye-kadry-budushhego-2

150 задач на лето

Без рубрики Автор
В июне дипломы получили не только выпускники Университета. Диплом с отличием об окончании Исследовательской школы «Научные кадры будущего» при МГТУ им.Н.Э. Баумана вручили 11-класснице Анастасии Барковой.
Из 200 человек, начавших обучение в Школе, до диплома дошли всего 15, из которых только двоих он красный.

Четыре года подряд школьница из подмосковного Краснознаменска два раза в неделю приезжала в МГТУ на занятия. Поначалу она ездила с компанией одноклассников, но они очень быстро «сдулись» – надоело тратить время на дорогу, да еще дополнительно учиться. Родители тоже уговаривали ее оставить эту затею и спокойно проводить свободное время дома: девушка худенькая, миниатюрная, еще и заболеет от перегрузок.
Но непреклонная Анастасия решила твердо – буду учиться. И с блеском довела дело до конца: не просто все четыре года училась в Школе, но и закончила ее с отличием, выполнив и блестяще защитив научную работу на выставке «Шаг в будущее».
– Первое же занятие в Исследовательской школе нас озадачило, – вспоминает события четырехлетней давности Настя. – Мы – восьмиклассники – начали с тригонометрии, которую в обычной школе проходят в 10 классе. Нам было трудно, но очень интересно. (К слову, через два года на уроках по тригонометрии в общеобразовательной школе мы отдыхали, иногда мешая учителю).
Первый год занятий был отборочный. В первом полугодии – тригонометрия, во втором – физика.
Чтобы лето не прошло впустую, ребятам дали задание: решить 150 задач по физике и 150 – по математике.
– Математику дали по задачнику для поступающих в вузы Сканави, – рассказывает Настя. – Нам было сложно, мы плакали. Но попыхтели-попыхтели и сделали. После первого года из 200 поступивших осталась только половина.
Второй год учебы был не легче: раз в неделю физика–математика, и еще один раз – занятия научной работой. (Все учащиеся Школы обязаны выполнить научную работу). Так как обычную школу никто не отменял, то в Университете занимались с 16 до 20 часов, а домой девушка добиралась только к 22.
На третьем-четвертом году читали курс теории вероятностей, который дают третьекурсникам. Объяснили: «Это надо использовать при работе с показаниями приборов». То есть юные исследователи должны были понять, правильно ли проведен эксперимент. Но Насте это ни разу не пригодилось. Как она говорит: «Наверное, еще не доросла».
– Сколько себя помню, я всегда хотела связать свою жизнь с космосом, но стать настоящим космонавтом и пилотировать корабль – это для меня недостижимая мечта. А вот вакуум, как оказалось, широко используют в космосе. Вакуум помогает нам и в земных делах, поэтому я решила связать свою жизнь с этой тематикой. Моим научным руководителем стала доцент Ольга Белова, а моей кафедрой – Э-5 («Вакуумная и компрессорная техника»). Первое же задание, которое я получила от Ольги Владимировны, меня озадачило. Надо было выучить разные типы устройства вакуумных насосов. Это было трудно, потому что учебников, рассчитанных на школьный уровень знаний, просто не существует.
Самым сложным для Насти был выбор научной темы – «Исследование возможности получения бинарного льда с использованием вакуумных технологий», то есть льдоводосолевой системы, представляющей собой субстанцию, состоящую из кристаллов водного льда и части рассола, связанного с ними силой поверхностного натяжения. На нее она наткнулась чисто случайно – услышала непривычное словосочетание «бинарный лед» и стала смотреть, что это такое.
Хотя родина бинарного льда – Россия, на сегодняшний день у нас его практически нет, его получают в Америке, в Японии, соскабливая с металлических поверхностей: намораживают и соскабливают. Стоит он очень дорого.
– Мы решили попробовать делать его, распыляя воду в вакууме, – рассказывает Настя. – За счет того, что вода расширяется, температура резко падает, а оставшаяся масса воды замерзает и превращается в лед. У нас каждый кристаллик льда внутри заполнен водой. На втором этапе эти кристаллы размешивают с водой, и получается бинарный лед. Основные затраты идут на вакуумный насос. Наш лед охлаждает гораздо быстрее, чем вода, и его можно использовать в пищевой промышленности. При этом он очень мелкий и поэтому хорошо покрывает продукты. Например, рыбу, увеличивая ее срок годности в три раза. Думаю, с его помощью можно отводить тепло в реакторах, использовать в медицине. Сейчас бинарный лед используют при операциях для гипотермии внутренних органов. Планируется с его помощью доставлять лекарства непосредственно к очагу воспаления.
По результатам конкурса научных работ на секции «Энергетические системы будущего» Насте присудили первое место. Она была удостоена Диплома первой степени.

nastya-nauchnye-kadry-budushhego

По результатам выставки «Шаг в будущее» она завоевала не только 1 место, но и приз молодежного жюри, и приз «Лучшая работа». Как обладатель последнего, теперь она отправится в Дублин на Соревнования молодых учёных Евросоюза.
Результат четырехлетней учебы Насти у всех вызывает уважение, а у кого-то, возможно, и зависть. Но ведь не могут все быть победителями. И не могут всех командировать в Дублин. Значит ли это, что все, кроме Насти, и еще нескольких человек, занявших призовые места, потратили время попусту?
– В этой Школе надо обязательно поучиться, – уверена сама Настя. – Испытать себя, попробовать свои силы. Мне было очень интересно учиться. Особенно участвовать в форуме «Шаг в будущее». Этот опыт я запомню на всю жизнь.

Елена Емельянова