OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На «Хакера» надо хорошо учиться

Наши люди Автор
В четвертый класс она поступила в шесть лет. Выпустилась из лицея с золотой медалью. В наш Университет ее зачислили в 14 лет. Окончила его с красным дипломом, не получив ни единой четверки за все шесть лет учебы. Речь идет о кандидате технических наук, доценте и заместителе заведующего кафедрой «Информационная безопасность» Анастасии Зайцевой.

Сторонники утверждения, что все предначертано заранее, а наша жизнь – матрица, могут торжествовать. Путь Анастасии Зайцевой в науку позволяет сделать такое допущение.

– Изначально я училась в языковой гимназии, – рассказывает Анастасия Владленовна. – У учительницы английского было хорошее произношение – стажировалась в Великобритании. Учить язык нравилось, и хорошо получалось – думала, что буду гуманитарием. Но в девятом классе, после математической олимпиады, которая проходила в лицее № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, мне пришло приглашение на вступительное тестирование к ним в 10 класс. Я подумала: «Почему бы и нет?». Пришла и написала на пять.

Вот так неожиданно – а кто-то скажет: «предначертанно» – Анастасия и связала свою дальнейшую жизнь с Бауманским университетом.

– Мне повезло, гуманитарная составляющая в новом лицее сохранилась. Я попала в класс с сильным английским. Нам преподавал настоящий американец из Техаса. Это было весело: он и сленгу учил, и разыгрывал с нами разные сценки, предлагал различные жизненные ситуации. У нас был и английский клуб – общались только по-английски, смотрели передачи исключительно на английском, а в 11 классе даже съездили в Америку. Было очень интересно учиться в лицее.

В 14 лет Анастасия стала студенткой МГТУ.

– То, что в шесть лет я стала четвероклассницей, а в 14 – первокурсницей, вовсе не означает, что мне с детства все давалось само собой. Нет, я старалась, училась, приходилось много трудиться. Помогало то, что мне действительно всегда было интересно учиться. Например, тогда у нас на кафедре работал Дмитрий Скляров – известный «хакер». Преподавал нам один из предметов, непосредственно связанных с защитой информации.

Здесь уместно напомнить о Склярове. Его имя всем стало известно в 2001 году. 16 июля на проходившей в США конференции DEFCON Дмитрий продемонстрировал практически полную незащищенность популярного формата PDF. После окончания конференции он был арестован ФБР по обвинению во взломе системы защиты электронных документов. В конце 2002 года присяжные американского суда признали его невиновным.
Тут невольно на ум приходят еще одни «русские хакеры», те самые, которые «выбрали Дональда Трампа». Видно, с 2001 года в США установилась новая традиция – обвинять в своих проблемах Россию.

– После получения диплома охотно осталась в Университете, – продолжает Анастасия Владленовна. – Я еще в детстве поняла, именно «поняла», а не «решила», что хочу преподавать. И в школе, и в Университете всегда устраивала консультации – объясняла домашние задания. Мне нравится объяснять другим то, в чем сама разбираюсь. Поэтому и в вузе много работаю – преподаю на полную ставку, был период, что и на полторы.
Интенсивная работа дала интенсивный рост опыта, сформировала понимание того, каким должен быть преподаватель.

– Он непременно должен быть терпеливым – никакой раздражительности, никаких негативных эмоций по отношению к студентам быть не должно. Я спокойно реагирую, если студент что-то долго не может усвоить. Поэтому и «минусы» за плохой ответ никогда не ставлю. Когда мы решаем задачу, то я собираю все версии (даже самые смешные и нелепые), чтобы студенты не боялись высказываться и «фантазировать». Обращаюсь к студентам на «Вы». С нами даже в лицее говорили на «Вы», а уж в вузе – и подавно так надо. Дистанция нужна. Но без высокомерия.
Я читаю на первом курсе «Теоретическую информатику» – основу основ для нашей специальности. Это ключ к дискретной математике и комбинаторике. Комбинаторику считаю наиболее интересной, но в ней студенты больше всего путаются. Например, есть задача: сколько существует способов выбрать пять карт из колоды, чтобы среди них оказались два туза и хотя бы один король. Ребята должны суметь формализовать задачу и перевести ее на язык математики. Это как раз то, чему я пытаюсь их научить.

– Меня немного насторожило слово «пытаюсь». Ведь на ИУ-8, пожалуй, самый высокий конкурс, а значит и студенты, можно сказать, отборные. Наверное, все оканчивают вуз с красным дипломом.

– Нет. Многие пересматривают приоритеты на 3-4 курсе, когда начинают работать и зарабатывать.

– А вы сами никогда не хотели уйти из вуза и зарабатывать больше?

– Нет. Мне очень нравится моя работа, и подхожу я к ней творчески. Пару лет назад я начала заниматься организацией студенческой практики. Разложила все «по полочкам»: какие документы нужны, к какому сроку. Организовала сайт для студентов, где выкладываю всю информацию по практике: как заключить договор между Бауманским университетом и предприятием, какие нужны письма, разрешения, направления. Студенты все могут делать сами. Я – заместитель заведующего кафедрой по учебно-методической работе. Стараюсь наладить все так, чтобы не руками создавать приказы, справки, ведомости, приложения к договорам, а чтобы это делалось автоматически: вводишь данные в Excel, нажимаешь кнопку, запускается макрос, получаешь набор нужных документов в Word`e.
Я в качестве хобби занимаюсь программированием. Разместила на своем сайте генератор домашних заданий: по одному шаблону можно бесконечно генерировать разные варианты. Решает их компьютер. Если я захожу на сайт как администратор, то вижу и условие, и решение, и ответ. А студенты – только условие. Есть и генератор контрольных работ, и прочие вспомогательные программы. У студентов, конечно, нет доступа к тому, чего они не должны видеть. Хотя, судя по логам сайта, иногда кто-нибудь пытается открыть страницу с решениями. Но надо знать пароль, а я его периодически меняю…

Информационная безопасность в век промышленного шпионажа – дело наиважнейшее. Поэтому кафедра «Информационная безопасность» тесно сотрудничает со многими предприятиями: НПО «Эшелон», НПО «Спецремонт», НТЦ «Вулкан». Есть долгосрочные договоры о практике со Сбербанком, «Лабораторией Касперского», AMT Group, «Аладдин Р. Д.», «Актив-Софт» и десятками других организаций. Кроме того, каждый год студенты и преподаватели сами предлагают новые предприятия для прохождения практики. А новые компании – это свежие и разнообразные задачи. И практиканты им нужны такие, которые способны справиться именно с такими задачами, а значит, владеющие нужными знаниями и навыками.

– Подстраиваться под все запросы и полностью перекраивать программу обучения мы, конечно, не можем. Образовательные стандарты это не позволяют. Но есть дисциплины, которые мы можем варьировать и приспосабливать к практическим нуждам.

Проведение семинаров, организация практик, методическая работа, пересмотр учебных программ ничем не напоминают о гуманитарных школьных увлечениях Зайцевой. Значит ли это, что все, как говорится, позабыто-позаброшено?

– Я люблю читать фантастику. Перечитываю в оригинале то, что раньше читала по-русски. Переводят не всегда правильно. Например, Стивен Кинг пострадал от них. Он пишет, что на стене висит голова лося, а они переводят – «мышиная голова». Или ребенок ест лакричную конфету, а пишут, что «конфету с ликером». И такие ляпы чуть ли не на каждой странице. Кроме англоязычных книг смотрю фильмы на языке оригинала, читаю научные статьи. Язык не роскошь. Забывать нельзя.
Вообще говоря, это тоже одна из тех компетенций, которыми должен владеть выпускник Университета. Стандарты образования ужесточаются. Для тех, кто сейчас учится, это 3+. А для тех, кто сядет за парты в сентябре – будет уже 3++. И чтобы соответствовать требованиям, надо очень стараться.
И пусть во всем мире и впредь думают, что «русские хакеры» могут все на свете.

Беседовала Елена Емельянова