img_4692-5

Оставаться на гребне волны

Учёба Автор

В рамках IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей прошло пленарное заседание, на котором рассматривался опыт регионов по развитию новой модели дополнительного образования детей «Кванториум».

Технопарк «Кванториум» — это новый формат дополнительного обучения подрастающего поколения. Он призван создать благоприятную среду для развития технических способностей и изобретательности, территорию интеллектуальной смелости, где будущие технари и инженеры на самом современном оборудовании и под присмотром тщательно отобранных преподавателей смогут создавать актуальные инновационные разработки. В 2016 году в России было открыто 24 детских технопарка «Кванториум» и более 12 000 детей получили возможность развиваться там на безвозмездной основе. В 2017 год будут открыты еще 17. Всего до 2020 года в России должны появиться 85 детских технопарков.

img_4692-13

Генеральный директор федерального оператора сети развития детских технопарков «Кванториум» и лидер инициативы АСИ Марина Ракова рассказала, что они развивают проектное управление в соответствии с современными вызовами и трендами. Ресурсы ограничены, а вызовы постоянно растут. Поэтому нужны такие механизмы и такие инструменты, которые помогут повысить эффективность ресурсной базы, человеческой, финансовой и инфраструктурной, чтобы достичь тех целей и решить те задачи, которые стоят сегодня.

— Первое, чем бы я хотела поделиться, это наш проект. У нас возникла идея, что те инфраструктурные ресурсы, которые у нас есть — человеческие и материально-технические — недогружены. В 2016 году мы провели инвентаризацию. Мы смотрели всю систему образования, а также часть госсектора промышленности, по наличию трех компонентов: инфраструктура, которая может быть хоть какое-то число часов передана для нужд образования; материально-техническое оснащение (лабораторные комплексы, инвентарь для спорта и так далее); люди, которые готовы потратить свое время на реализацию образовательных проектов. Результат нас потряс: 228 тысяч часов в неделю у нас простаивает оборудование, 168 тысяч часов высококвалифицированные люди из разных областей деятельности готовы вкладывать в образование наших детей. Один из губернаторов, который получил инвентаризационный отчет, сказал, что больше не будет выделять ни копейки на оборудование, пока не получит отчет о полной загрузке в своем регионе.

Мы стали думать, как все это использовать, и создали методические материалы, модели и инструменты. То же самое можно сделать и с культурой. Мы инвентаризируем все консерватории, театры, музеи и вы сможете все это использовать. Детям, в первую очередь, необходимо дать знания об истории и о великой культуре нашей страны. Мы нашли поддержку у наших коллег. Мы эффективно используем ресурсы сферы культуры и искусства. Это позволило создать целую программу для обучающихся в детских технопарках «Кванториумы».

Заместитель руководителя Департамента развития региональной сети новых форм развития образования Юрий Изосимов рассказал о совместных проектах московского «Кванториума» и Музея музыкальной культуры им. М. Глинки. Их цель — развитие общекультурных компетенций обучающихся, формирование основ знаний об истории музыкального искусства, а также взаимосвязи музыки с законами физики, информационными технологиями и инженерией.

В Астраханской области сформировалась фантастическая команда по развитию дополнительного образования школьников, которая, по мнению Раковой, опережает федеральный центр. Там, еще до проекта «Кванториум», в 2013 году заработал региональный школьный технопарк. Его направления — робототехника, микроэлектроника, цифровое производство, информационные технологии, физика и другие. За год в нем обучается до семи тысяч детей (в том числе дистанционно), а на места есть очередь.

-Я считаю, что основная идея технопарка – приносить пользу и ребенку, и обществу, — сказал министр Астраханской области Виталий Гутман. – Креативность — это не только новое, но и полезное. В нашем технопарке мы будем развивать прежде всего эколого-биологическое направление, насущное для нашей области. Это науки о рыболовстве, сельском хозяйстве, охране окружающей среды.

Виталий Александрович поделился своей мечтой – разместить «Кванториум» на корабле, чтобы ребята из отдаленных сел и городов тоже могли приобщаться к науке.

— Наступает ренессанс в космосе — интересе к нему сильно возрос в последние годы, — отметил директор Департамента инфраструктурных проектов Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин.– Теперь главное его не пропустить. «Роскосмос» будет выделять лучшие кадры для работы с детьми.
Совсем недавно ГК совместно с компанией LEGO Education и Федеральным оператором сети детских технопарков «Кванториум» презентовали серийную версию робототехнического образовательного решения «Лунная Одиссея». С его помощью ученики 5-9 классов могут приобретать и совершенствовать навыки по технологии, физике, информатике. Проектные возможности «Лунной Одиссеи» позволяют понять, какие задачи решают в космической отрасли. Серийная версия «Лунной Одиссеи» знакомит ребят с отечественной космонавтикой, дает возможность почувствовать себя исследователями Луны, способствует интересу к инженерным профессиям.

Целый год работает «Кванториум» в Томске. Там выяснили, что очень немногие дети занимаются техническим творчеством, и много сделали для того, чтобы изменить эту ситуацию: школьники в течение трех месяцев четыре дня посещают школу, а один целый день проводят в «Кванториуме». По мнению начальника Департамента общего образования Томской области Ирины Грабцевич, интеграция общего и дополнительного образования необходима. В школе у ребенка нет пространства для творчества – он всегда ждет задачу. А в технопарке кружки не просто новые, а креативные.

Работу пленарного заседания подытожил ректор Анатолий Александров. Сейчас сама система контроля знаний заставляет ребят концентрироваться на учебе, и мы получаем немного пресных ребят, мало чего умеющих. Ректор, по его словам, был в полном восторге от услышанного, сразу же поняв и оценив, какие необыкновенные дети будут выходить после обучения в «Кванториумах». «Кризис никогда не кончится, если мы сами не будем что-то делать.

Ведь, чтобы оставаться «на гребне волны», надо все время бежать вперед».

Елена Емельянова