img_4518-49

Механика «древняя» и «молодая»

Без рубрики Автор

Прошедшая в Университете очередная конференция «Фундаментальные и прикладные задачи механики», посвященная памяти Николая Егоровича Жуковского, собрала более 300 ученых, представлявших вузовскую, прикладную и академическую науку со всей страны, а также зарубежных ученых-механиков из Франции, Японии, Китая и стран ближнего зарубежья. Особо следует отметить широкое участие в работе конференции молодых ученых и аспирантов.

Первая в России кафедра теоретической механики в технических вузах появилась в Императорском московском техническом училище в 1878 году. Организовал и в течение 43 лет ее возглавлял Николай Егорович Жуковский. В 2012 году кафедре было присвоено имя ее основателя. Кроме нее в Университете нет ни одной «именной».
Конференция, хоть и была «посвящена памяти» ученого, носила вовсе не исторический характер. Спектр сделанных докладов был необычайно широк, и это тоже своеобразная дань памяти Николаю Егоровичу, сумевшему объять необъятное. Как в свое время сказал один из его учеников академик Леонид Лейбензон: «Нельзя сказать, что есть школа, созданная Николаем Егоровичем Жуковским; правильнее – есть много школ, много научных направлений, созданных гением Жуковского, гигантскому уму которого впервые после Галилея удалось объять грандиозную науку – механику во всей ее совокупности».
– Отмечая заслуги Жуковского, – говорит заведующий кафедрой «Теоретическая механика», профессор Павел Шкапов, – мы хотели в первую очередь показать широту тематики его научных интересов, актуальных и сегодня. Работало много секций с разными направлениями исследований. Это показывает и широту интересов самого Жуковского, и то, что механика – это связующая часть фактически любой прикладной науки. Прежде всего, это вопросы, непосредственно связанные с теоретической механикой. Но было много и других. Рассматривались вопросы прикладной механики – механики деформируемого твердого тела (фактически сопромат), вопросы механики сплошной среды, механики жидкости и газа. Отдельная подсекция – аэромеханики (одного из основных направлений работ Н.Е. Жуковского). Были сообщения по теории колебаний, математическому моделированию, управлению движением, небесной механике, а также баллистике и управлению полетами космических аппаратов.

Учить других – тоже наука

В 1910 году Жуковскому было пожаловано звание действительного статского советника, дававшее право на потомственное дворянство. Интересно, что такой высокой чести он был удостоен не за выдающиеся научные достижения, а за плодотворную сорокалетнюю педагогическую деятельность.
– Мы считаем, – говорит Павел Михайлович, – что именно Жуковский разработал методику изложения теоретической механики для инженеров. Ведь есть много способов донести свою мысль. Вот иллюстрация. На конференции были сделаны два пленарных доклада. Академик Дмитрий Трещев преподнес свой доклад с позиции механиков-математиков: не было ни одного рисунка, полностью абстрактное изложение. Наш выпускник академик Виктор Журавлев начал с рисунков и расчетных схем. И это совсем другая школа – он рассказывал образно. Результаты работ обоих научной общественностью признаны, а стиль изложения принципиально разный. Поэтому сейчас различают университет классический и университет технический.
Свою лепту в изменение подходов к исследованию и преподаванию вносит и вездесущая «цифра». На конференции было представлены развитие методов и подходов на ее основе.
– Это сейчас не просто модно. Без широкого внедрения вычислительных методов не обойтись, – продолжает Павел Михайлович. – Таких возможностей не было у Жуковского.
На секции, которая называлась «Вычислительная механика», в докладах, прозвучавших на других секциях, затрагивались численные методы решения задач механики, известных еще со времен Николая Егоровича. Это тоже связь времен, но уже на новом техническом уровне.

Классика не устаревает

На заключительном пленарном заседании руководители секции подвели итоги. С долей тревоги участники конференции решили обратить внимание общественности на то, что сегодня во многих вузах теоретическая механика не выделена в качестве фундаментальной инженерной дисциплины. Ее заменяют во многих случаях курсы, включающие теоретическую механику, сопромат, ТММ.
– Как говорят в рекламе – «три в одном», – говорит Шкапов. – Совместное изложение размывает фундаментальность основных понятий. А в техническом вузе все преподаватели выпускающих кафедр в той или иной форме механики. Наша дисциплина – это классика. А классика не стареет. Прискорбно, что люди, знающие механику и понимающие ее важность, допускают ее размытость и делают крен в специализированное изложение. Например, во многих вузах выпускающие кафедры начинают излагать вопросы, связанные только с конкретными механизмами. Но машины, о которых сейчас говорят, через три-четыре года будут другими. А механическая основа описания их останется прежней. Поэтому это и надо излагать должным образом. В этой связи преподаватели механики из многих вузов с надеждой смотрят на постановку обучения в нашем Университете, который, несмотря на всю сложность нашего времени, еще сохраняет преемственность научных школ, по праву оставаясь флагманом инженерного образования в России.