ECAR побеждающий

Без рубрики Автор

Бауманец Александр Кирейцев работает генеральным директором ECAR (Инженерный центр Airbus в России) – совместного предприятия Airbus и его российских партнеров – концерна РТИ и группы «Каскол».

Александр Александрович работает в ECAR с момента его основания. Он был в группе первых инженеров, отправившихся на полугодовую стажировку в Тулузу.
Путь к престижной должности Кирейцев начал точно так же, как любой читатель «Бауманца» – поступил в МВТУ. Он учился на Ракетно-космическом факультете (г. Королев) на кафедре «Ракетные двигатели».

Путь наверх
– После окончания вуза я пришел в РКК «Энергия», – говорит Александр. – Работал там по специальности – занимался множеством интересных вещей, в том числе, разработкой перспективных двигателей разгонных блоков ракетоносителя. Затем перешел в инженерный центр, который выполнял заказы многих компаний, в том числе и фирмы Boeing. В 2002 году в России был открыт Инженерный центр Airbus. Я прошел конкурсный отбор – меня приняли.
Работа началась с полугодовой стажировки во Франции в конструкторском бюро и на авиазаводе в Тулузе, где расположены и штаб-квартира фирмы, и завод, выпускающий пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолеты под маркой Airbus. Заказов так много, что если сегодня встать в очередь, то купить самолет удастся только через семь лет.
В марте 2003 Александр вернулся и начал работать в российском Центре, где последовательно прошел все ступеньки карьерной лестницы, поработав практически на всех инженерных позициях: инженер, руководитель проекта, конструктор, и, наконец, генеральный директор.

Нет ли здесь утечки?
– Инженерный центр Airbus в России (ECAR) – акционерное общество, учрежденное Airbus и российскими партнерами. Основная наша деятельность – инженерно-конструкторские работы на всех стадиях жизненного цикла различных промышленных предприятий. В основном это самолетостроение. Сюда входит и концептуальное проектирование, и рабочее проектирование по готовой концепции, и прочностные расчеты.
За 14 лет существования Центр выполнил более 100 различных проектов. А штатных сотрудников в ECAR не очень много – 180 инженеров. Правда, здесь активно привлекают к сотрудничеству подрядные организации. В итоге трудится почти тысяча человек. Но не надо думать, что это пресловутая «утечка мозгов» на Запад. Центр участвует и в российских проектах.
– ECAR – инженерный поставщик наивысшей категории «А», – говорит Кирейцев. – Мы выполняем работы по самолетам А320, А330, А380, А350. Из российских компаний работаем, например, с НПО «Криогенмаш», ПАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева».

Инженер с мозгами
Тот факт, что компании-гиганты размещают свои заказы в небольших фирмах, отражает мировой тренд развития так называемого аутсорсинга.
– 46 процентов крупных компаний привлекают на аутсорсинг малые и средние фирмы для выполнения практически всех работ, оставляя себе только непосредственно разработку. Я встречал компании, у которых имеются небольшие инженерные центры в 30-40 странах мира. А вот в России у крупных организаций не принято привлекать сторонних специалистов, – сожалеет Кирейцев.
– Занимаясь инженерным бизнесом, нужно делать все для того, чтобы довести уровень качества до максимума. Еще одна важнейшая сторона инженерного бизнеса – эффективность труда инженера. Оценить ее сложно. А если вы не измеряете результат, то вы не можете на него влиять, не можете его улучшать. Поэтому важно владеть способами, с помощью которых можно контролировать это. Говоря простыми словами, зарплата должна зависеть от достижений.
Влияет на эффективность и «текучка» кадров. Если она велика, то надо постоянно искать и обучать новых инженеров. Оптимально, чтобы она не превышала 10%. А вот если текучка меньше 5%, то, вероятно, вы переплачиваете.
«Эйрбас» не случайно работает в России. Компания позиционирует себя как международная и считает, что включение в разработку продукта различных культур обогащает его. Например, российские инженеры могут придумать то, что не придет в голову индийским. А культура Запада – это качество продукта, управление продуктом, документация.
– Еще один секрет успешного инженерного бизнеса – диверсификация, – говорит Кирейцев. – Надо заниматься не только самолетами, но и развивать сеть заказчиков и заказов в разных сферах.

Что поможет карьере
– В моем случае ситуация была сбалансированная, – говорит Александр. – Немного везения, доля случайности, но больше все-таки труда. Поэтому мои пожелания студентам не оригинальны: серьезно относитесь к учебе, не только к фундаментальным наукам, но и прикладным. И тогда путь к вершинам карьеры будет более простым и коротким.

Елена Емельянова