Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

кэндо

Путем меча

Спорт Автор

Кан – распространенная восточная фамилия, которая с японского переводится как «дворец», – не обошла стороной и бауманцев. «БауманКан» – так называется наш клуб восточных единоборств. В нем занимаются практикой искусств кэндо и иайдо. В России это редкие виды спорта. Министерство спорта признала кэндо видом спорта всего четыре года назад, и МГТУ – первый вуз, где официально существует такая секция. О том, что собой представляют эти виды японских боевых искусств и зачем ими заниматься, мы поговорили с преподавателем кафедры «Физическое воспитание», руководителем сборной команды Виктором Юрьевичем Галушко.

Для большинства россиян кэндо и иайдо – экзотика, несмотря на то, что они появляются в сериалах, передачах и кино. Но если сравнивать их с дзюдо, конечно, большинство россиян мало что знает о данных видах боевых искусств.

В Японии ситуация зеркально противоположная. До недавнего времени у них кэндо было более массовым видом, чем все остальные виды боевых искусств вместе взятые! Два года назад правительство Японии приняло решение о том, что все учащиеся японских школ обязаны выбрать в рамках физической подготовки либо кэндо, либо дзюдо. Кэндо в Японии занимается порядка 5 миллионов человек!

А в Москве?

В Москве – порядка 200 человек. В бауманской секции занимаются 62 человека. Из них четыре девушки, кстати. Мы первый вуз в стране, где официально есть кэндо. Началось, конечно, с группы энтузиастов, которая привлекала студентов и сотрудников Университета к занятиям японскими искусствами. А затем пригласили меня, и вот ровно два года как я преподаю у вас.

Мы проводим соревнования, в этом году было 8 турниров. Самый представительный – 46 и 47-й Московский открытый турнир по кэндо. Это турнир уровня чемпионата России для Центрального региона.

Как узнают про вашу секцию?

Можно выделить три основные причины, как люди попадают в секцию. У меня есть ученик, который занимался кэндо в своем родном городе еще до поступления в Бауманку. Также часто работает сарафанное радио, кто-то пошел, позвал друзей. И третий магистральный поток связан с тем, что мы рекламирует секцию на стендах, у нас есть сайт baumankan.bmstu.ru, мы проводим дни открытых дверей. Ближайший пройдет в 20-х числах сентября. Секция – зачетная, но с окончанием Университета кэндо-йайдо жизнь студента не заканчивается. Для этого и создан клуб «БауманКан».

Чем отличается кэндо от йайдо?

Сложный вопрос, даже среди японцев нет по этому поводу однозначного мнения. Проведу аналогии, но, как и любая аналогия, она имеет свои слабые и сильные стороны. Представьте, что армия решает разные задачи по воспитанию бойцов. Наиболее сложной задачей является то, каким образом можно тренировать бойцов взаимодействовать с противником, и при этом не переубивать весь состав военнослужащих. Приблизительно такие задачи решались армией в мирное время еще при Токугава (военное правительство Японии в 17–19 вв.). В результате длительных изысканий возникло кэндо (с японского переводится как «путь меча») как тренировочный вид поединка, где настоящий меч заменен бамбуковым снарядом. Для того, чтобы им нельзя было нанести травму, были созданы специальные доспехи. И это позволило работать с противником в полном контакте, не принося ему никаких увечий. То есть ты взаимодействуешь с противником в реальном формате, но оружие является тренировочным. Нечто подобное в современных вооруженных силах решается с помощью пейнтбола и лазертага. Сейчас эти виды деятельности распространены повсеместно, но изначально они разрабатывались для ВВС.

Йайдо – это одиночный контакт, то есть формальный комплекс упражнений без противника. В российском каратэ это называется «бой с тенью». На мой взгляд, не очень удачное название, но его знают именно так. Без противника – зато с реальным оружием. Создан прототип меча из сплава алюминия с другими металлами, покрытый очень прочным напылением. Это ненастоящий меч, им нельзя убить, но во всем остальном он полностью идентичен настоящему оружию. Он позволяет отрабатывать одиночные упражнения, чтобы почувствовать, что значит работать с настоящим японским мечом. Йайдо подобно стрельбе из реального оружия в тире по неподвижным мишеням: взаимодействие с противником – суррогат, реальное оружие – мишень.

Где-то на пересечении этих двух дисциплин – кэндо и йайдо – находится современное кэндзюцу, то есть искусство фехтования мечом.

Пригодятся ли эти техники для самообороны?

Нет, совершенно бесполезно для самообороны.

А зачем ими заниматься?

Вообще, цель кэндо – это развитие человеческого характера посредством принципа меча. Кэндо используется в современной Японии как метод социализации подрастающего поколения.

Каким же образом меч помогает социализации?

Это довольно сложная и разветвленная философская концепция, но если очень ее упростить, то в кэндо нет ударов куда угодно. То есть нельзя просто бегать, защищаться, бить по любым частям тела. Кэндо – это строго регламентированный тип деятельности. Он заставляет человека собраться, он не может расслабиться, позволить себе дать слабину. Он должен тонко чувствовать противника, регулярно тренироваться и понимать, что хотя в его руках просто бамбуковый снаряд – это меч. И если он пропустит удар, то погибнет, если нанесет – погибнет его противник. С течением времени человек становится более смелым, более прямым, более физически выносливым, более спокойным, сдержанным, вежливым.

Сколько должно пройти времени, чтобы были видны эти изменения?

По моим наблюдениям, не менее пяти лет. В Бауманке пока таких историй нет, потому что у нас кэндо всего два года, но в других учреждениях, где я преподаю, много таких историй. Люди меняются внешне – очень улучшается осанка, человек приобретает уверенный внешний вид, четко знает, что конкретно ему нужно. Становится более успешным, лучше водит машину, не попадает в аварии, можно долго перечислять. Развивается концентрация, ясность сознания. В целом, в кэндо, как и во всех традиционных японских искусствах, есть понятие «порог второго дана». Это условное понятие, естественно, он бывает и на первых данах, но смысл вот в чем – экстенсивное развитие меняется на интенсивное. То есть до этого человек просто тренировался, менялся естественным образом и достиг своего естественного предела. Он продолжает тренироваться, но никаких серьезных успехов нет. Чуть-чуть лучше, чуть-чуть хуже. На этом он обычно бросает или переходит к интенсивному виду. И вот этот слом отношения к тренировкам, слом формата – это довольно длительный процесс, и он приводит как раз к видимым изменениям человека как личности. Они связаны с его изменениями, с прохождением порога второго дана.

А если говорить о физическом развитии, какие мышцы развивают эти единоборства?

У меня есть друг-кинолог, и как-то он мне сказал, что самый лучший вид развития щенка – это просто его игра с другими щенками. Вот и в кэндо то же самое, во время тренинга органично развиваются все группы мышц. И за что лично я люблю кэндо – сюда можно прийти, имея совершенно разные цели. Приходит люди с абсолютно разной мотивацией, но сам формат кэндо позволяет этим людям вместе тренироваться и достигать вместе совершенно разных целей. Кто-то приходит, переполненный какими-то философскими идеями, кому-то нужен фитнес, кто-то хочет познакомиться с интересными людьми, кто-то хочет уехать в Японию и заранее выучить какой-то вид японских боевых искусств – самые разные причины, вплоть до курьезных, типа «посмотрел аниме, там есть кэндо, кэндо – это круто, пойду заниматься».

Почему люди приходят заниматься именно этими, редкими видами боевых искусств, когда есть более массовые каратэ или дзюдо?

Современное дзюдо развивалось из традиционного вида японских боевых искусств, который тоже до сих пор существует – из дзю-дзюцу. И если, например, сравнивать дзюдо с современным видом дзю-дзюцу, можно заметить помимо того, что были убраны особо опасные приемы, дзюдо потеряло прикладной аспект и превратилось в спортивную дисциплину. То есть спортсмены очень сильные физически, развитые, смелые, начинают друг друга пороть с целью получить очко и приблизиться к победе. Все приемы, которые были связаны с уличным прикладным использованием дзюдо и которые сохранились в дзю-дзюцу, пропали. А это, наверное, 95% разнообразия. Или даже больше. Я не рекламирую дзю-дзюцу, не ругаю дзюдо, просто констатирую факт.

Если кэндо пойдет по этому пути развития, то будут поставлены датчики на защитное сооружение и весь внутренний смысл большинства действий в кэндо будет утерян, потому что лампочка загорелась – ты выиграл. А как ты выиграл – неважно, попал – молодец, не попал – не молодец. С моей точки зрения, воспитательный аспект кэндо будет утерян вместе с большим «оспортивливанием», чем это есть сейчас. В этом – принципиальная разница массовых дисциплин и таких редких, как кэндо и йайдо.

А вообще, я считаю, что чем больше видов спорта – тем лучше. Современное поколение – это показывает статистика, в том же бауманском университете, много внимания уделяет компьютерным технологиям, меньше гуляет во дворе, общается со сверстниками, и вследствие этого менее физически развито и обременено большим количеством заболеваний. Поэтому если будут существовать виды спорта, которые могут отвлечь внимание молодежи от тупого сидения за компьютером – я считаю, это прекрасно. Те, кому нравится фехтование, могут выбрать между европейским фехтованием и кэндо. Они не очень похожи между собой, но тем не менее, это фехтование, почему бы и нет.

Об аспектах бауманского кэндо узнавала Юлия Степанова

 

Последнее в разделе Спорт

pauerlifting

Александр, жми!

Александр Ильенко – студент Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана – завоевал
418420_900

На линии огня

В честь Дня Победы в МГТУ им. Н.Э. Баумана прошел турнир по
veloklub-3

Крути педали

Переходить речки вброд с парой десятков килограммов вещей за плечами, ночевать зимой
Вернуться Наверх