Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

1

Наш «Крым»

Тема номера Автор

Мечтать любят все. Но у инженеров есть свой способ строить воздушные замки. К примеру, хочет студент иметь машину – такую, чтоб не стыдно было в нее красивую девушку посадить и укатить с ней в закат под свист ветра и шум моря. А денег на такую роскошь нет. Зато есть инженерные мозги и друзья-единомышленники. Выход очевиден – создать машину самому. Такой целью задались несколько лет назад члены НОЦ «Формула Студент». Они решили сделать из тыквы карету, точнее, из «Лады-Калины» – родстер, который мог бы соперничать с Porsche Boxter. О том, что из этого получается, рассказал директор НОЦ «Формула Студент», профессор кафедры Э-2 «Поршневые двигатели» Дмитрий Онищенко.

Когда начинаешь рассказывать о таком проекте, важно сначала понять, где была точка отсчета. Наверное, это был 2013-й год, когда у нас уже сформировалась команда «Формула Студент». Коллектив сплоченный, дружный, но из шестикурсников – я понимал, что скоро они уйдут из Университета. Мне, конечно, было очень жалко терять их. Нужно было что-то придумать.

Я – заядлый автомобилист. Когда был студентом, все заработанные деньги тратил на доводку и улучшение своего автомобиля. Таких ребят, каким был я – много. В каждом из участников нашей команды я видел себя. Вот я и подумал: «А что хотел бы делать я, окажись на их месте?». И понял – сделать автомобиль, на котором сам мог бы ездить. Эта идея не нова, об этом говорил еще Генри Форд: «Автомобиль должен стоить столько, чтобы рядовой сотрудник фирмы, которая его выпускает, мог его купить». Примерно по такой же идеологии разрабатывался и «Фольксваген-Жук», известный как самый массовый автомобиль в истории.

Вот и мы решили разработать такой автомобиль, который можно было бы если и не поставить на конвейер, то обеспечить штучное или мелкосерийное производство. Он должен стоить столько, чтобы его могли позволить себе студенты, аспиранты – люди не самые богатые.

– А как можно сделать автомобиль бюджетным при штучном производстве?

– Нужно взять за основу существующую платформу, которая выпускается массово. В нашей стране самое массовое семейство автомобилей – семейство АвтоВАЗа: «Лада-Калина», «Лада-Гранта». Можно ли из их комплектующих сделать что-то достойное? Мы решили ответить на этот вопрос. Я предложил взять за основу базовые компоненты этого семейства, но сделать что-то привлекательное по дизайну и потребительским качествам. Эта идея тоже не оригинальна. Первые автомобили марки Porsche были построены на той же компонентной базе, что и «Фольксваген-Жук».

Использование аддитивных технологий позволяет достаточно эффективно решить вопрос привлекательного дизайна, хотя с учетом технологических особенностей, вызванных применением конкретных комплектующих, возникли определенные сложности, которые, на наш взгляд, мы успешно преодолели. Что же касается потребительских качеств, то нужна машина, которая будет «зажигалкой» – сможет «зажечь» парня или девушку за рулем. На наш взгляд, это должен быть двухместный, короткобазный, заднеприводной автомобиль со среднемоторной компоновкой (мотор расположен за водителем и пассажиром). Конечно же, это должен быть автомобиль с открытой крышей, чтобы водитель и пассажир могли получать максимально позитивные эмоции. Такой тип автомобилей и называется родстер. Суть нашего проекта – разработать автомобиль, который за разумную цену обеспечит те же ощущения, что и топовые марки. Мы решили сделать родстер на базе узлов и агрегатов «Лады-Калины» и назвали его «Крым».

– Почему?

– К политике название не имеет никакого отношения. Мы придумали его задолго до событий на Украине. У нас был конкурс: каждый написал свое предложение, и мы провели открытое голосование. Были разные варианты – «Барс», «Волк» и так далее. Но все, не сговариваясь, проголосовали за предложенный мною «Крым». У меня было два довода. Первый – назвать машину по той местности, где мы хотели бы на ней ездить. Например, есть «Феррари-Калифорния», есть «Шевроле-Тахо». Я подумал, что на нашем родстере было бы очень приятно прокатиться где-нибудь на серпантинах, а при этом рядом должно быть море. Лето, свежий бриз – название должно навевать именно такие ощущения.

Во-вторых, я родился в СССР. Для меня Украина и Россия – одно целое. Мои детские воспоминания – лето в Крыму, где отдыхали представители всех национальностей нашей Родины. Поэтому Крым для меня был и остается символом единения народов.

Мы хотим, чтобы наш проект вышел за пределы МГТУ и стал народным автомобилем. Наша страна богата талантливыми людьми, но многим не хватает возможностей – оборудования, финансирования и так далее. Цель нашего проекта – вовлечь таких людей.

– Каким образом?

– Проект нашего автомобиля это и есть площадка для реализации идей. Допустим, человек или команда, какое-либо малое предприятие производит изделие, которое можно использовать в нашем автомобиля. У нас есть своя разработка, но может быть, кто-то делает лучше. И мы предлагаем изготовить прототип этого комплектующего, выложить на нашем сайте как дополнительную опцию и, если потенциальные заказчики автомобиля его выберут, мы будем эти комплектующие покупать. Если у автора нет денег на организацию производства, то мы поможем – найдем, кто это сделает, и поделим ту добавленную стоимость, которая возникнет в результате реализации.

– У вас уже есть такие предложения?

– Да, недавно мы выложили на одном интернет-ресурсе информацию об автомобиле и за неделю набрали порядка 50 тысяч посещений, множество «лайков», и около четырех тысяч человек подписались на наш автомобиль. Проект имеет будущее, и мы обязаны довести его до завершения, чтобы выпускать хотя бы штучно. Мы очень осторожно относимся к бюджетному финансированию – пока ни копейки государственных денег не потратили. В основном все разрабатываем и изготавливаем самостоятельно: используем собственную производственную базу, кроме того, у нас немало партнеров, которые многие вещи делают бесплатно. Не хотим пока прибегать и к грантам, потому что были проекты («Е-мобиль», «Маруся»), в которые вложили много средств, но они так и остались проектами. Когда у нас будет уверенность, что автомобиль готов к внедрению в производство, тогда мы обратимся к государству за поддержкой. А пока за развитием нашего проекта можно следить на сайте http://родстеркрым.рф и в нашей группе в VK.

 

Беседовала Юлия Степанова

Последнее в разделе Тема номера

1037893876

Главный

Так – сокращенно от «Главный конструктор» – называли Королева товарищи и коллеги.
Вернуться Наверх