34

Путь к чистому Байкалу

Отдых Автор

Этим летом команда преподавателей и сотрудников МГТУ им. Н.Э. Баумана отправилась в путешествие по Забайкалью. Команда прошла водный маршрут по Снежной – самой сложной реке Хамар-Дабана и побывала на озере Байкал. О путешествии рассказывает пятикратный чемпион ЦС «Буревестник», заслуженный путешественник России А. Полянский (Э-1).

Река Снежная

Подготовка к путешествию была кропотливой и напряженной – нам предстояло пройти сложный автономный многодневный маршрут в горном районе. Тревожило то, что весной начались сильные пожары в Хакасии и Туве, а летом стали гореть леса в Иркутской области и Бурятии.

Весь путь от Москвы занял около десяти часов. Мы оказались в самом труднодоступном месте Хамар-Дабана. По суше забраться в верховья реки можно только на вездеходах от монгольской границы с пешим переходом через горный перевал.

Была отличная рыбалка – на блесну ловились хариусы и ленки. Вода в реке удивительно теплая, и можно купаться. В верховьях ее уровень оказался низким, на многих порогах приходилось протаскивать катамараны по мелкой воде. На мощных стремнинах часто выручал Михаил Сиухин, который без труда снимал тяжелый катамаран с камней, стоя по пояс в бурной воде. В двух каменных лабиринтах мы спускали катамараны на веревках по мощным струям, а груз обносили по звериным тропам в дремучей тайге.

Через несколько дней в верховьях пошли дожди, вода поднялась. В одном из сильных прижимов Александру Живову выбросило из катамарана, и она выбралась на обломок скалы, торчащий в середине русла. Потом ей пришлось прыгать в бурный поток. Вытащить девушку из быстротока удалось с помощью «морковки» – метательной спасательной веревки оранжевого цвета.

На следующий день в долине разразилась сильная гроза. Небо почернело, сильные порывы ветра мешались с молниями и громом. С высокой скалы в реку упал березовый ствол и поплыл в бурном помутневшем потоке. Холодный дождь лил как из ведра и вымочил нас до нитки. Не было сил двигаться. Андрей Зиновьев нашел несколько сухих веточек и разжег свой фирменный мобильный самовар. Несколько глотков горячего чая помогли нам продолжить путь. Упавшая береза перегородила вход в мощный порог с винтовым косым валом. Березу вытащили, а порог прошли после тщательной разведки и организации береговой страховки. По крутым порогам тандемом спускались к водопаду. Много воды добавляли притоки, впадающие бурными речками. В сумерках остановились на ночлег на узкой ровной полочке перед водопадом, а вода все продолжала прибывать. К утру нашу стоянку совсем затопило. Завтракали на крутых скользких скалах. Тесное ущелье водопада обнесли по высокому правому берегу.

По рации получили сообщение о том, что у второго экипажа серьезная авария: катамаран наскочил на камень. Сломанный катамаран спустили на веревках до ближайшей полки левого берега и починили. Наступило время обеда, а завхоз все еще находился на противоположном берегу. Пришлось под скалой приготовить хариуса на рожнах.

Ниже острова череда порогов, шивер и перекатов продолжается до Байкала, но долина реки расширяется, встречаются турбазы, по левому берегу идет дорога. Появилась мобильная связь. Закончили сплав по реке Снежной у автомобильного моста в поселке Выдрино.

Музей минералов Жигалова

Из Выдрино направляемся в Слюдянку, в первый в России частный музей минералов – «Самоцвет Байкала». Остановились в гостинице музея, попарились в местной бане.

Музей минералов был открыт 25 лет назад. Его коллекция может иметь успех в залах Эрмитажа и в музеях Московского Кремля. Коллекцию минералов Валерий Жигалов начал собирать в 1975 г. В настоящее время в музее экспонируется более десяти тысяч образцов с многих месторождений страны и из-за рубежа. Главную ценность представляют великолепные образцы слюдянских месторождений. Здесь можно увидеть не только турмалины, аквамарины, топазы, флюориты, нефриты, но и редкие местные минералы: быстрит, калининит, тункит, флоренсовит. Великолепны поделки из сиреневого чароита. Музей-усадьбу с интересом посещают и иностранные туристы. Валерий Алексеевич – прекрасный фотохудожник.

На территории музея строится большой дом для библиотеки, для которой Жигалов собрал более тысячи редких книг.

Чивыркульский залив – жемчужина Байкала

До Чивыркульского залива целый день добирались на микроавтобусе. Переправились на пароме через быструю реку Селенгу. Вдоль курортных зон Байкала идет современный автобан с разметкой, рекламой и заправками. Перед въездом в Баргузинскую котловину асфальт исчезает, дорога становится пыльной, тряской и идет по дремучему лесу. Похоже, что по ней везли еще декабристов в сибирскую ссылку. Запахло гарью горящей тайги. По пыльной дороге добираемся до Монахово, в Чивыркульский залив. Его правый берег образован отрогами Баргузинского хребта, левый – гористым полуостровом Святой Нос. По красоте залив не уступает фьордам Норвегии. К тому же здесь великолепные песчаные пляжи и теплая вода.

В Змеиной бухте – горячие источники. Они целебны при лечении радикулита. Здесь мы отведали копченого байкальского омуля и участвовали в спасении козы, которая очумела от жары и решила освежиться в глубокой воде залива: заплыла далеко, а самостоятельно вернуться не могла и долго кружила на глубине. На вечерней зорьке наловили щук. Александр Панов в открытой воде залива с маленькой лодки подцепил трофейный экземпляр, но большая волна и ветер помогли щуке спастись.

Дымы лесных пожаров выгнали медведей из тайги к воде. На соседней стоянке медведь порвал надувную лодку, рядом с нашим лагерем бродила медведица с двумя медвежатами. К вечеру густой дым темно-серым длинным облаком вытягивался над заливом, через него едва просвечивал огненно-красный диск солнца. В лагерь приходил бурундук и крал наше печенье.

Ушканьи острова находятся в десяти километрах от полуострова Святой Нос. Возле них понаблюдали за лежбищами байкальского пресноводного тюленя – нерпы. Байкальского тюленя здесь зовут ушканом – морским зайцем.

Маршрут по озеру закончили в Баргузинском заливе на пляже села Максимиха, куда добрались на катере по азимуту сквозь густой дым.

Иволгинский дацан

Иволгинский дацан – действующий буддийский монастырь в России. Здесь мы совершили традиционный гороо – обход по кругу солнца по территории дацана.

f_220-10

Рядом с храмом, в котором находится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, шел ремонт здания университета буддийской философии, сильно пострадавшего от пожара в конце июля этого года. Для получения звания ламы в университете учится более ста человек из разных стран мира. Кроме обычных общеобразовательных предметов, там изучают буддийскую философию, восточную медицину, основы тантризма и медитации, тибетский, монгольский и бурятский языки. Для получения степени кандидата философских наук ламы должны учиться одиннадцать лет. В дацане отведали блюда бурятской кухни. Нам особенно понравились буузы (местные манты), боовы (местное печенье) и ноогон сай – бурятский зеленый чай.

Это путешествие наша команда посвятила 185-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана.