DIGITAL CAMERA

На входе нас встречают гении

История Автор

Мы продолжаем серию материалов о Главном здании МГТУ, приуроченную к юбилею университета. Большинство студентов и сотрудников приходят в МГТУ со стороны 2-й Бауманской улицы. Отсюда хорошо видна украшающая фасад здания университета скульптурная группа, выполненная знаменитым Джованни (Иваном) Витали.

«На Чистых прудах живет у нас в своем эстетически убранном доме художник, имя которого звучит по-итальянски, но который воспитанием, языком, сюжетами своих произведений принадлежит России», – писали о Витали в «Москвитянине», популярном тогда журнале.

Перестраивая Слободской дворец и приспосабливая его к нуждам учебного заведения не только внутренне, но и внешне, Д. И. Жилярди изменил фасады, снял шестиколонный портик, пилястры и выделил центральный вход скульптурной группой Витали и небольшим подъездом с отлогой лестницей. Лаконичность архитектурных форм подчеркивалась и цветовым решением: белокаменные детали контрастно выделялись на фоне красных кирпичных стен. Строгость делового учреждения соединилась в здании с парадностью дворца, окруженного парком.

Немало способствовала этому и скульптурная группа на аттике университета. В центре группы – богиня мудрости Минерва. По сторонам от нее – крылатые гении, передающие светильники аллегорическим женским фигурам: левая олицетворяет Науку, а правая – Искусство. Содержание аллегорий подкрепляют расположенные рядом с ними атрибуты – молоток скульптора, глобус, свиток, колесо, книги, палитра, резец.

По замыслу скульптурная группа должна была выражать идею торжества науки и просвещения. Однако проблема образа стояла на втором плане по отношению к декоративным задачам. Нужно было создать многофигурную композицию, завершающую постройку. Декоративность и стала основной чертой этой группы, спокойным волнистым силуэтом выделяющейся на фоне неба.

 

Композиция строго симметрична и цельна. Гении и покровительницы наук представлены в совершенно одинаковых позах, в зеркальном отражении. Интересно отметить, что статуи расположены не на одной линии. Гении будто чуть отступили в глубину, чтобы выделить на первый план Минерву и аллегорические женские фигуры, колени которых вынесены к самому краю аттика. Такой прием был призван оживить слишком строгий по своим линиям фасад.

Удачно было найдено скульптором и соотношение размеров декоративной группы и самого здания. Двухметровую статую Минервы на полутораметровой плите можно хорошо рассмотреть снизу. Одновременно она не кажется чрезмерно громоздкой и тяжелой при высоте фасада в 14 метров.

Пластическое решение очень тонко согласовано с архитектурными формами. Витали лепил группу сочными, крупными массами, глубоко прорабатывая складки драпировок. Очертания одежд образуют волнистую линию, объединяющую аллегории Науки и Искусства со статуями в центре композиции. Не будь средняя часть отделена одинаковыми интервалами от боковых, вся композиция воспринималась бы как слитная масса. Единство персонажей подчеркивают их позы – все они повернули головы друг к другу, будто ведут неторопливый философский разговор.

Фигуры композиции не отличаются ясностью характеристики и психологической выразительностью. Хотя в одной из них современники находили большое сходство с лицом князя Долгорукого. Это была первая попытка Витали ввести портрет в декоративную группу. Впоследствии она получила развитие при оформлении Исаакиевского собора в Петербурге.

До наших дней сохранилась и прекрасная чугунная кованая ограда, замыкающая двор со стороны Коровьего брода (2-ая Бауманская улица). Она украшена массивными клеймами и широкой полосой меандра – геометрического орнамента, характерного для античного (древнегреческого) искусства, а впоследствии для ампира. В ограде было устроено два входа, ориентированных на центр галерей. Ворота были украшены лежащими фигурами львов. Считалось, что львы охраняют дом от злых духов, поэтому их часто помещали у входа или на пилонах ворот.

Скульптурная группа Витали, как и ограда, создают органический облик прекрасного здания, где разместился старейший технический вуз Москвы.

Подготовила Елена ЕМЕЛЬЯНОВА