Dmitry-Glukhovsky httpwww.2do2go.ru. jpg

Дмитрий Глуховский: «Я постепенно перестаю быть молодым писателем и становлюсь просто писателем»

Без рубрики Автор

Дмитрию Глуховскому – 36. За это время он успел выучить пять языков, пожить в Израиле, Франции и Германии, объехать всю планету как корреспондент «Deutsche Welle», «Euronews» и «Russia Today», стать первым журналистом, вышедшим в прямой телеэфир с Северного полюса, и, конечно, прославиться романом «Метро 2033». Культовая трилогия переведена на 37 языков, издана тиражом более 1,5 млн экземпляров и завершилась этим летом выходом книги «Метро 2035». Недавно Дмитрий посетил МГТУ им. Н.Э. Баумана, рассказал о нелегких писательских буднях и о том, чего ждать от нового романа.

Не «Метро»

«По духу книга будет походить на мои «Сумерки». К написанию «Сумерек» меня подтолкнула идея о том, что все яркие события, которые случаются у нас в жизни, остаются с нами до конца. Например, если ваш выпускной прошел очень ярко, то и в 70 лет глаза закроете, и будет ощущение, что этот выпускной был вчера. Или Москва 30-х годов. Она и сейчас существует – в воспоминаниях  дедушек и бабушек. Они прекрасно помнят, какие поливалки ездили по улицам, какая была погода, когда они ходили первый раз в кино и так далее. Это вещи, которые остаются с человеком на всю жизнь. А когда человек умирает, вместе с ним уходит целый мир. И даже смерть какого-то, казалось бы, бессмысленного человека – это вовсе не то, чем она кажется. Это гибель целого мира, которого больше нигде нет, и копии его нигде не сохранилось. Исходя из этой мысли, я хотел написать «Сумерки».

Литературная инженерия

Написание книги – некая смесь инженерной работы и каких-то мистических практик. Одной только идеи, о чем будет книжка, – недостаточно. Нужно примерно представлять, как ты построишь сюжет. В жанровой литературе, – в детективах, любовных романах, – все пишется по формуле. Поэтому такие романы ожидаемы и предсказуемы. Именно за этой ожидаемостью и предсказуемостью очень многие читатели и идут. Как в кинотеатре, когда люди выбирают между комедией, фильмом ужасов, драмой и так далее. То есть они примерно знают, чего хотят сейчас, какую эмоцию им нужно получить или восполнить. Если у них все печально, – идут на комедию, если все хорошо – на фильм ужасов, если это пара или девушка с подружкой – на любовный фильм.

Но мне конструирование по формулам кажется скучным, – я не люблю все наперед планировать. Понимая тему книги, зная, о чем хочу высказаться, я становлюсь главным героем, перевоплощаюсь, как актер на сцене. Разумеется, отдаю герою часть себя – какие-то детские воспоминания, образ мыслей, словечки, тайные комплексы и желания. И потом, вместе с героем, начинаю открывать его мир, проживать приключения и стараюсь не строить планы слишком далеко – то есть примерно знаю, что произойдет в следующей главе и еще через главу. Мое перевоплощение в героя, перемещение в его мир, требуют уже не инженерной работы, а некоей настройки.

Программный код сюжета

Свой первый роман «Метро 2033» я отправлял в различные издательства, но они мне отказали. Поэтому я решил выложить его в интернете. В 2002 году, когда еще не было ни социальных сетей, ни даже форумов, это решение было далеко не очевидным. Получается, что опыт того, что меня отвергли, прекрасно на меня подействовал, помог осуществить вещи, которые впоследствии мне помогали. Например, будущие разработчики компьютерной игры «Метро 2033» нашли меня по рекомендации, прочли мой сайт за ночь. А если бы у меня вышла бумажная книга, то обо мне узнали бы только посетители книжных магазинов. Меня в основном молодежь, студенты читают, поэтому мне кажется, что на эти деньги лучше сводить девочку в кино.

Level up

Я писал все диалоги, постоянно ездил к разработчикам и следил за процессом. Но чтобы сесть и пройти всю игру до конца – такого я не делал, потому что она сложная и страшная. Сидеть по ночам и в одиночку проходить игру – не по мне. Это лучше делать в компании с другом. А у всех моих друзей, да и у меня, уже нет на это времени – семья, дети. Поэтому – играйте сейчас, пока вы студенты!

Записала Юлия Степанова